Игра в классиков

 

Не стоит думать, что все наши молодые певицы несут свое искусство в массы благодаря бюджетам своих покровителей. Есть и те, кто действительно обладает голосом. Среди них Сара Найман, которая, несмотря на свой юный возраст, работает в таких серьезных жанрах, как мюзикл, оперетта, классический кроссовер, эстрадный фольклор.

Просто кто-то играет в классики, а кто-то поет классику. 

 

- Сара, в рок-опере «Такыр» вы сыграли роль Живой Воды. Не кажется ли вам, что в современной казахстанской песне живой воды очень мало?

- Мне кажется, что хорошей музыки, если это имеется в виду, всегда мало. Мало экспериментов, мало авторов, мало инвестиций, плохо защищены интеллектуальные права. Но если сравнить нашу эстраду с тем, что было 5 лет назад, то это можно назвать прорывом. Может из количества будет качество? И потом, связь «слушатель-исполнитель», «спрос-предложение» никогда не переставала иметь место. Какой спрос, такое и предложение, и наоборот. По своим слушателям скажу, что еще не перевелись люди, жаждущие послушать что-то новое и качественное, причем, не на диске, а на живом концерте. Не обязательно классическую музыку. Хоть панк-рок. А нету. Но надеюсь, будет или уже есть.

- Как получилось, что ваш путь к достаточно сложному стилю кроссовер проходил через бардовский фестиваль?

- На бардовский фестиваль, организованный молодежным движением, я попала с подачи своего учителя по гитаре, Ольги Леонидовны. Я исполняла песню от имени автора, и была больше как исполнитель, чем бард. Тогда в 96-м году я была еще школьницей, не училась петь и не помышляла о профессиональной сцене. К классическому стилю я пришла после занятий вокалом у своего педагога Надии Абдрахмановны Шариповой. При этом я пробовала себя даже в роке и джазе. Я исполняла и «попсовые» вещи. Как ни странно, выразить себя в этом жанре у меня так и не получилось. Все началось с композиции из рок-оперы «Призрак оперы» (дуэт Кристины и Призрака оперы). Когда я ее в первый раз спела, стало понятно, что это именно то, что я так долго искала. И потом, особенности голоса также влияют на выбор репертуара. Мой тип голоса как раз для мюзикла, оперетты, рок-оперы.

- Некоторые из песен Насера Кульсариева можно назвать симфобардовскими. У вас не было идеи взять что-то из них в свой репертуар?

- Такая идея была. Думаю, со временем, я смогу осуществить ее. Правда, у Насера Паридоновича, лирика больше мужская, и только он мог ее спеть так, как надо. Не зря Алексей Иващенко и Георгий Васильев доверяли ему свои композиции, никто не мог бы лучше их исполнить.

- Достаточно ли у нас авторов, работающих в классических жанрах?

- На данный момент это является большой проблемой. Классическая музыка исторически является западной, европейской и американской. И вообще, классика – это то, что проверено временем, на ней уже стоит «печать качества». Даже современные западные композиторы все чаще обращаются к авторам прошлых веков – Моцарту, Гайдну. Я уверена, что у нас есть авторы, которые пробуют сочинять музыку в этом ключе, скорее всего это студенты консерваторий, музыкальных училищ. Но пока мне предлагают в большей степени коммерческую музыку, эстрадную. Если есть интересное звучание – я не отказываюсь, слушаю с удовольствием и внимательно, но все-таки хочется работать в своем стиле, «иметь свое лицо». В последнее время мы вместе с моим продюсером и композитором Далером Халиловым находимся в поиске авторов направления «классический кроссовер». Далер уже написал две композиции специально для моего голоса.

- Ваш стиль находится где-то между популярной музыкой и оперой. В связи с этим, как вы относитесь к пению под фонограмму? 

- Это вопрос неоднозначный. Как потребитель, пришедший на концерт, я буду чувствовать себя обманутой. Как артист, скажу, что ситуация здесь следующая. Действительно, есть группы и исполнители, которые не могут петь «вживую». Тогда, это действительно обман. Но есть исполнители, которые могут петь под минусовую фонограмму, под оркестр, но не могут этого сделать по некоторым причинам, например, техническим. Для того, чтобы артист спел, нужно, чтобы микрофон и другая аппаратура работали нормально, не приходилось надрывать голос и перекрикивать фонограмму. Что такое «деревянный» микрофон и «тугие уши» звукооператора, думаю, знают многие артисты. Я пела камерно с живыми инструментами без микрофонов и прочего, и скажу, что это огромное наслаждение, чего и другим желаю.

- В Москве есть канал «Культура», радио «Классик», где можно гарантированно услышать классическую музыку. У нас нет ничего подобного. Неужели в Казахстане эта музыка менее востребована?

- Наверное, действительно, менее востребована. Сходите на концерт классической музыки, даже если вы опоздаете, будете где-то 35-м человеком во всем 600-местном зале. Я лично слушаю классическую музыку также и по Интернет-радио, больше негде. Подозреваю, что происходит постепенное «обезличивание» слушателя. Все слушают попсу, не всегда качественную. И дело не только в классике. У нас это касается всех жанров. Казахстанскую музыку, которая, между прочим, за последнее время вышла на вполне приличный уровень, можно услышать только ночью. Спросите меня, почему? Я сама в недоумении.

- Карьера юриста борется у вас с карьерой певицы. Что побеждает?

- У нас на востоке все происходит плавно и постепенно, в том числе и карьера. По большому счету, мне помогают мои профессии и люди, которые окружают меня. В конце концов, думаю, я смогу соединить эти две сферы своей деятельности. Например, в общественной жизни, в благотворительности.

- Чем собираетесь удивить в своем первом альбоме?

- Он будет в основном состоять из известных классических композиций. Это будет «первый выход в свет», близкое знакомство со слушателем. Мы довольно тщательно отбирали музыкальный материал и надеюсь, альбом понравится казахстанцам. Планируем выпустить его к весенним праздникам, а точнее к Международному женскому дню, так что альбом будет еще и подарком для милых дам.

 

Отто ВАЙСКОПФ

«Аргументы и факты Казахстан», февраль, 2006



Hosted by uCoz