Проходимец по родному краю

 

Когда эскадра из байдарок клуба «Barracuda» решила пройти по реке Чарын через Ясеневую рощу, это больше напоминало не сплав, а родео с корягами. Уже на первый день все пять байдарки потерпели крушение. А одна из них была даже сломана пополам посреди реки, экипаж чудом удалось спасти. Впору было сушить весла и отправляться домой. Но экстремальные водники залатали дыры и прошли маршрут до конца. Никто больше не отваживался повторить этот сплав. Среди его участников был и Отто Вайскопф (в миру Олег Белов) – алматинский музыкант, журналист и, как он сам себя называет, проходимец по родному краю.

- Отто, что заставило вашу группу штурмовать участок Чарына, который все нормальные водники обходят стороной?

- Наверное, то же, что заставило Колумба переплыть Атлантический океан, а Гагарина улететь в космос. Мы верили, что это возможно. Конечно, когда адмирал Гек (Александр Гриненко) предложил нам это авантюрное путешествие, мы не представляли, что нас ждет. Но наша группа состояла из бывалых туристов, для которых нехоженые пути обладают наибольшей привлекательностью. Пожалуй, это было самым опасным путешествием в моей жизни, и я бы не посоветовал никому его повторять. Особенность похода была еще и в том, что с нами был режиссер Олег Парамонов, автор передачи «Ветер странствий», который снимал сериал об этом сплаве. Как ни странно, но адреналин положительно влиял на наши творческие способности. В этом походе родился образ бывалого путешественника Боцмана (так мы зовем Игоря Лелюха), который не унывал в любой ситуации и постоянно выдавал стихотворные импровизации. Например:

Хочу, чтоб были проще мы,

Чтобы смеялись чаще мы,

Чтоб приходили в рощи мы

И посещали чащи мы.

- Твоя байдарка тоже тонула?

- Каждый из нас переворачивался несколько раз. Но байдарки типа «Таймень» не тонут сразу. Главное не упустить её и попытаться вытащить на берег. Выгребать на поворотах приходится с огромными усилиями. Однажды коряга чиркнула меня по уху. Я шел вместе с Олегом Парамоновым. Одну из коряг нам не удалось миновать, и она опрокинула нас. Я спасал лодку, а Олег – камеру. После просушки камера заработала, и Олег вставил впечатляющий кадр с ее погружением в свою передачу. Однако больше всего досталось Боцману и Мальвине (Ольге Лелюх), которые шли на польской деревянной байдарке. В шутку мы назвали её «Железным канцлером». Знаменитая поговорка «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»  сбылась уже через два часа. Мощное течение вынесло эту байдарку на крупную корягу и переломило пополам. Боцман и Мальвина успели выскочить на торчащие над водой ветки и провели на них целый час посреди бушующей реки, пока мы не нашли их. Ценой неимоверных усилий нам удалось освободить их из этой западни. При попытке добраться до берега течение затянуло Мальвину под воду и прижало к коряге. Боцман каким-то способом сумел ее вытащить оттуда и течение понесло их. Я нырнул им вслед, и нам пришлось мчаться по реке около километра, пока мы не смогли все вместе выбраться на берег. Но даже после этого Боцман сказал в камеру: «Жаль было и лодку, жаль было, что мы налетели на корягу. Но я не стал жалеть, что мы пошли в поход. Наоборот, такие приключения добавляют изюминку. Пусть они будут не каждый день, но без них тоже не обойтись». На следующий день мы попытались достать вещи из разбитой байдарки. Немного поспорив с Боцманом о том, кто поплывет к «Канцлеру», мы решили, что у меня больше прав на это хотя бы потому, что Боцман там уже был. Я нырнул выше по течению и смог подплыть к ней. Когда я зацепился за корягу, вода ударила меня об ветку с такой силой, что я сломал ребро. Но в холодной воде я это не почувствовал. Получив точку опоры, мое тело под силой течения мгновенно ушло под воду, и приняло горизонтальное положение. Глоток воздуха, который я успел сделать, давал мне время обдумать дальнейшие действия. Если я отпущу ветку, река унесет меня от байдарки и мне придется нырять снова. Подтянув к реке вторую руку, я решил попробовать вырваться наверх. Здесь мне пригодились занятия на турнике. К счастью, до поверхности было не так далеко. К тому же Боцман сказал, что в его рюкзаке лежит мальвиновое варенье. Это придало мне силы, я смог подтянуться на подводном турнике и выбраться наверх. Гек и Боцман с берега, забравшись на дерево, перекинули мне веревку, и мы смогли переправить на сушу весь багаж. Саму байдарку спасти не удалось. Когда мы сняли её с коряги и пытались вытянуть на берег, течение понесло ее с такой силой, что наша веревка порвалась, и река забрала свою жертву.    

- Эти приключения как-то отразились в твоем творчестве?

- Этот поход стал переломным не только байдарки, но и для моей музыкальной карьеры. Во время сплава вместе с Боцманом (у него есть еще и творческий псевдоним Марио Гросс) мы сочинили две песни - «Железный канцлер» и «Поющий бархан». Олег Парамонов предложил записать их на профессиональной студии и включить в сериал виде клипов. Аранжировку песен сделал наш друг Павел Аксенов. Это стало нашей первой студийной записью с Павлом и началом нашего многолетнего сотрудничества. Сейчас вместе с ним мы записываем студии Сергея Черезова Zeppelin совместный этноджазовый альбом «Песни Мудрого Чукчи». Там будут русские и казахские народные мотивы, но лейтмотив составят северные песни. Детство Паши прошло в Дудинке, под напевы эвенков. Я сам я родился в Сибири, поэтому эта тема нам близка. Параллельно с друзьями из Барракуды я записываю альбом песен «Страна эдельвейсов». Он будет сделан в стиле туристский джаз и представлять своеобразный отчет о наших горных и речных приключениях на пространстве от Алтая до Тянь-Шаня. В общем, это будет альбом для тех, кто ходит по краю. В нем соединяться Чарын, Или, Иссык-Куль, турбаза «Алматау», Большой Алматинский пик и даже алтайская речка Поперечка.

 - Насколько я знаю, ты участвуешь и в больших экспедициях?

- Я вхожу в состав Большой  Казахстанской Экспедиции, которой руководит режиссер и поэт Бахыт Каирбеков. Главным ее результатом является телесериал «Девятая территория мира», который выходит на «Хабаре». Это попытка заново взглянуть на историю, географию и культуру нашей страны. Бахыт, будучи поэтом, делает это с неповторимым изяществом, протягивая незримую нить между древними акынами, суфиями и современными телебродягами. Я создаю газетную версию этих путешествий в «АиФ Казахстан». Для себя я определил девиз этого проекта – «Чтобы любить родину, нужно ее знать».

- И что же ты узнал?

- Что главные богатства Казахстана скрываются не под землей и не на дне Каспийского моря. Что Казахстан – одно из самых больших белых пятен на  туристической карте мира. Взять хотя бы пещеру Ак-мечеть с подземным садом в районе гор Каратау, настолько большую, что в нее может залететь вертолет, местность Киин-Кериш с марсианскими пейзажами к северу от озера Зайсан или огромные шарообразные камни на такыре Торыш на Мангышлаке. Любой из этих объектов мог бы стать туристическим брендом Казахстана. Но у нас отдается предпочтение продаже невосполнимых природных ресурсов, добыча, переработка и транспортировка которых наносит существенный ущерб природе Казахстана.

- Неужели никто не воспользовался плодами вашей экспедиции?

- Государственные проекты по развитию туризма только набирают силу. Пока же по нашим следам прошел Батырхан Шукенов, который снял клип «Сагым Дуние» с потрясающими видами плато Устюрт. Места для съемки ему подсказал главный фотограф нашей экспедиции Николай Постников. Батырхана и режиссера Дина Махаматдинова не испугали экстремальные условия Мангышлака - отсутствие воды, ветер, сбивающий с ног, мигрирующие жуки, и в награду мы получили красивейшее видео прошлого года.

- Земля Казахстана видела много путешественников. Кто из них для тебя наиболее значим?

- Я бы выделил тех, кого волновали не только впечатляющие виды, но и судьбы людей и история этой земли. Для меня это Чокан Валиханов, маршруты которого мы сейчас повторяем в составе Валихановской экспедиции, проходящей под эгидой Алматинского областного акимата, а также Александр Пушкин, который исследовал Западный Казахстан, собирая материалы о Пугачевском восстании. Он даже заинтересовался переложением легенды Козы-Корпеш и Баян-Сулу на русский язык. Собственно Пушкин, как путешественник и поэт, дал очень точное определение счастья, которому я стараюсь следовать:

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественной природы красотам. 

 

О Валихановской экспедиции и других зарубежных путешествиях Вайскопфа читайте в следующих номерах.

 

Анна ШЕЛЕПОВА

Фото Игоря ЛОГВИНА и Вадима КРАВЦОВА

 

Журнал «Вояж», №5, 2007, Казахстан



Hosted by uCoz