Тональность Великой
степи
Древние
мелодии Великой степи дошли до наших дней, потому что существовала уникальная
традиция их передачи от поколения к поколению. 10 июня они зазвучат в Голливуде
в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля "Туран",
который приглашён в Лос-Анджелес на открытие первого
фестиваля казахского кино «Казахстан: калейдоскоп картин» (Kazakhstan: Montage of Cinemas).
Все участники
группы «Туран» являются студентами Казахской
национальной консерватории им. Курмангазы. В этом
году они завершают обучение. Лучшей дипломной работы для них сложно было
придумать. Несмотря на юный возраст, эти музыканты уже пользуются авторитетом
не только в казахстанской музыкальной среде, но и за рубежом. Ансамбль является обладателем гранта Фонда первого
президента Республики Казахстан.
Для «Турана» это уже вторая поездка в США. В
2009 году ансамбль выступил с гастрольным турне по городам Лос-Анджелес,
Сан-Франциско, Вашингтон, Бостон. Завершающее
выступление артистов состоялось в Нью-Йорке в знаменитом Карнеги-холле.
Участники ансамбля не только играют народные мелодии, но и создают авторскую
музыку. Каждый из них является мультиинструменталистом.
В активе ансамбля - музыка к телевизионному сериалу «Астана – любовь моя».
Сейчас «Туран» активно готовится к этому
ответственному выступлению, которое будет проходить в театре Билли Уилдера. Накануне отъезда мы встретились с одним из
участников ансамбля Абзалом Арыкбаевым.
- Абзал, каким образом в ваш
ансамбль попадают древние инструменты? Кто занимается их восстановлением?
- Многие фольклорные инструменты были восстановлены экспертом по
казахскому фольклору Болатом Сарыбаевым.
Среди них, например, глиняный духовой инструмент саз-сырнай,
который был найден во время археологических раскопок. У нес
есть знакомые мастера, которые изготавливают эти инструменты. Сейчас мы
используем 30 народных инструментов.
- Работаете ли вы с
расшифровкой древних нотных записей?
- В казахской традиции не сохранилась письменная запись музыки. Мелодии
и песни передавались от поколения к поколению, от отца к сыну. Благодаря этой
устной традиции идёт прямая взаимосвязь этого мира с миром прошлого. До сих пор
можно встретить аксакалов, которые исполняют народные мелодии так, как они
игрались несколько веков назад. В XIX-XX веке народную музыку уже записывали с помощью нотной
грамоты. Однако известно, что в древних городах, таких как Отрар,
для записи музыки использовалась арабская вязь. Аль-Фараби
написал книгу, посвящённую восточной музыке. Её нотная табулатура отличалась от европейской.
- Когда вы выступали в Карнеги-холле в 2009 году, что вас
больше удивило – акустика этого зала или его зрители?
- Безусловно, в Карнеги-холле ходит особая публика. Но мне запомнился
этот концерт архитектурой и акустикой этого зала. В плане звука у них все очень совершенно и технологично. Поэтому мы, как музыканты,
были очень довольны звучанием.
- Вы играете на открытии кинофестиваля. Какой из фильмов,
вошедших в программу, произвёл на вас наибольшее впечатление?
- Я увлекаюсь историей, поэтому мне больше нравятся фильмы на
исторические темы. Фильм «Келин», открывающий
фестиваль, удивил меня своим необычным киноязыком. В
нем есть непредсказуемость и нечто такое глубинное, понятное без слов. Подобный
глубинный смысл часто можно услышать в древних мелодиях, и я надеюсь, что с
помощью инструментов Великой степи мы зададим нужную тональность первому
фестивалю казахского кино в Голливуде.
Читайте репортаж об
открытии фестиваля в одном из ближайших номеров.
Олег БЕЛОВ
Аргументы и факты Казахстан, №23, 8.06.11