Тональность Великой степи

 

Древние мелодии Великой степи дошли до наших дней, потому что существовала уникальная традиция их передачи от поколения к поколению. 10 июня они зазвучат в Голливуде в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля "Туран", который приглашён в Лос-Анджелес на открытие первого фестиваля казахского кино «Казахстан: калейдоскоп картин» (Kazakhstan: Montage of Cinemas).

Все участники группы «Туран» являются студентами Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. В этом году они завершают обучение. Лучшей дипломной работы для них сложно было придумать. Несмотря на юный возраст, эти музыканты уже пользуются авторитетом не только в казахстанской музыкальной среде, но и за рубежом. Ансамбль  является обладателем гранта Фонда первого президента Республики Казахстан.

Для «Турана» это уже вторая поездка в США. В 2009 году ансамбль выступил с гастрольным турне по городам Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон, Бостон. Завершающее выступление артистов состоялось в Нью-Йорке в знаменитом Карнеги-холле. Участники ансамбля не только играют народные мелодии, но и создают авторскую музыку. Каждый из них является мультиинструменталистом. В активе ансамбля - музыка к телевизионному сериалу «Астана – любовь моя».

Сейчас «Туран» активно готовится к этому ответственному выступлению, которое будет проходить в театре Билли Уилдера. Накануне отъезда мы встретились с одним из участников ансамбля Абзалом Арыкбаевым.

- Абзал, каким образом в ваш ансамбль попадают древние инструменты? Кто занимается их восстановлением?  

- Многие фольклорные инструменты были восстановлены экспертом по казахскому фольклору Болатом Сарыбаевым. Среди них, например, глиняный духовой инструмент саз-сырнай, который был найден во время археологических раскопок. У нес есть знакомые мастера, которые изготавливают эти инструменты. Сейчас мы используем 30 народных инструментов.

- Работаете ли вы с расшифровкой древних нотных записей?

- В казахской традиции не сохранилась письменная запись музыки. Мелодии и песни передавались от поколения к поколению, от отца к сыну. Благодаря этой устной традиции идёт прямая взаимосвязь этого мира с миром прошлого. До сих пор можно встретить аксакалов, которые исполняют народные мелодии так, как они игрались несколько веков назад. В XIX-XX веке народную музыку уже записывали с помощью нотной грамоты. Однако известно, что в древних городах, таких как Отрар, для записи музыки использовалась арабская вязь. Аль-Фараби написал книгу, посвящённую восточной музыке. Её нотная табулатура отличалась от европейской.

- Когда вы выступали в Карнеги-холле в 2009 году, что вас больше удивило – акустика этого зала или его зрители?

- Безусловно, в Карнеги-холле ходит особая публика. Но мне запомнился этот концерт архитектурой и акустикой этого зала. В плане звука у них все очень совершенно и технологично. Поэтому мы, как музыканты, были очень довольны звучанием.

- Вы играете на открытии кинофестиваля. Какой из фильмов, вошедших в программу, произвёл на вас наибольшее впечатление?

- Я увлекаюсь историей, поэтому мне больше нравятся фильмы на исторические темы. Фильм «Келин», открывающий фестиваль, удивил меня своим необычным киноязыком. В нем есть непредсказуемость и нечто такое глубинное, понятное без слов. Подобный глубинный смысл часто можно услышать в древних мелодиях, и я надеюсь, что с помощью инструментов Великой степи мы зададим нужную тональность первому фестивалю казахского  кино в Голливуде. 

Читайте репортаж об открытии фестиваля в одном из ближайших номеров.

 

Олег БЕЛОВ

Аргументы и факты Казахстан, №23, 8.06.11

 



Hosted by uCoz