Победы, построенные на поражениях

Особенности шведской модели

 

Несмотря на удалённость Швеции и значительное отличие её культурных традиций вряд ли в Казахстане найдётся спортивный зал без шведской стенки и банкет, проведенный без шведского стола. И хотя в освоении этого наследия шведский стол нас привлекает значительно сильнее, чем стенка, в этой скандинавской стране есть многое другое из того, что нам следовало бы освоить.

В средние века шведы были известны не только как жестокие викинги, но и как предприимчивые торговцы. Кроме традиционного пути из варягов в греки, соединяющего Скандинавию и Византию, был и проходящий по Волге путь из варягов в тюрки. Об этом говорят древние скандинавские монеты, которые археологи находят в Западном Казахстане. Сегодня проявлением этих связей служат автосалоны шведских марок, говорящие о том, что с моторчиком у них не только Карлсон, или стремление шведов утвердиться в секторе казахстанской мобильной связи – в каком ухе и что будет жужжать у казахстанцев, покажет ближайшее время.

Суровый северный климат и изрезанная озерами и болотами территория не помешали шведам создать совершенную инфраструктуру и достичь одного из самых высоких уровней жизни. Достижения страны наиболее красноречиво демонстрирует столица Стокгольм. Расположенный на острове исторический центр «Старый Город» своим шведским названием Gamla Stan напоминает о том, что слово «стан» является родным для многих народов Евразии.

Нефть – прошлый век

Стокгольм поражает не только средневековой архитектурой, но и свежим воздухом. Швеции удалось создать энергосистему, сочетающую экологичность с экономической эффективностью. Зависимость страны от нефти и газа ежегодно сокращается, а доля возобновляемых источников энергии выросла до 45% - это самый большой показатель в Евросоюзе. Налоговая политика делает ископаемые виды топлива всё менее конкурентоспособными.

В 2010 году Стокгольм был признан самой экологичной столицей Европы. Главными индикаторами оценки стали качество воздуха, рациональное использование земли, утилизация мусора и потребление воды. Прежде всего, город попытался избавиться от главного загрязнителя — машин. Была создана продуманная инфраструктура, благодаря которой 75% горожан пользуются общественным транспортом, многие перемещаются на велосипедах по специальным дорожкам. Значительных успехов в ограничении автопарка в Стокгольме удалось добиться в результате введения платной системы въезда в город. Оставшийся транспорт планомерно переводят на этанол и биогаз.

Дышать полной грудью позволяет также обилие парков и зеленых насаждений в черте города, составляющих 40% всей городской территории — один из самых высоких показателей в мире. Как тут не вспомнить казахстанские города с морем автомобилей и вырезанными деревьями перед зданиями банков и торговых центров. Во время недавней реконструкции улицы Сейфуллина в Алматы для велосипедной дорожки не нашлось места, зато автомобильная часть была заметно расширена.

Важным показателем чистоты в Стокгольме является вода. Водопроводная вода настолько чистая, что бутилированную воду покупают лишь тогда, когда шведам сама бутылка, чтобы потом в нее наливать воду из-под крана. Стеклянную, пластиковую и алюминиевую тару можно сдавать в специальных автоматах в супермаркетах за небольшую плату.

Несмотря на совершенную систему социальной поддержки, именуемую шведским социализмом, королевский дом остаётся важной частью жизни общества и знаком национальной самоидентификации. К тому же с экономической точки зрения шведская монархия является выгодным бизнесом: королевская семья зарабатывает для страны значительно больше, чем тратится на ее содержание. Королевская семья также тянется к народу и не чурается велосипедного транспорта. Главным событием прошлого года стало бракосочетание наследной принцессы Виктории с инструктором по фитнесу Даниэлем Вестлингом.

Если не угодить в дождливую погоду, то можно пешком обойти многочисленные достопримечательности в центре города. Кроме геометрически строгого королевского дворца и такого же строгого Нобелевского зала особый интерес представляют музеи - самый впечатляющий из них музей единственного сохранившегося корабля XVII века «Васа». Этот самый большой корабль своего времени построили в Стокгольме примерно в 1626 году по приказу короля Швеции Густава Адольфа II. Корабль имел три мачты, его размеры составляли 69 метров от носа до кормы; вес составлял 1200 тонн. Однако с расчетами плывучести были проблемы. Как только корабль вышел из строительных доков, под порывом ветра он накренился и затонул. Под водой он хорошо сохранился. В 1956 году его обнаружили, подняли на поверхность и создали впечатляющий музей.

Важной особенностью Швеции является высокая степень эмансипации общества. В шведском парламенте насчитывается 45% женщин – это самый высокий показатель в мире. С одной стороны можно гордиться этими достижениями гендерной политики, но с другой - женщины получают всё меньше мужского внимания и страдают от одиночества, а шведских мужчин всё сильнее манит провести отпуск в более раскрепощённых странах вроде Таиланда. 

И всё-таки шведы не жалуются на свою жизнь. После поражения под Полтавой они отказались от имперских амбиций, остались в стороне от мировых войн, блока НАТО и сконцентрировались на социальном совершенствовании своего общества. Даже позорно затонувший корабль XVII века стал предметом национальной гордости. Шведы поняли важную истину, завоевания в совершенствовании общества, в отличие от соседних земель, у них никто не отнимет. 

 

 

Олег БЕЛОВ

Фото автора

Аргументы и факты Казахстан, №23, 8.06.11

 

Подписи к фото:

В последний день весны покой на улицах Стокгольма нарушают грузовики, заполненными танцующими  студентами университетов - так обычно сдержанные скандинавы отмечают конец учебного года. 

 

Шведский «Титаник», затонувший в XVII веке стал предметом национальной гордости.

 

Несмотря на яркие наряды у шведских девушек из-за высокой степени эмансипации немного шансов услышать комплимент.

 

 



Hosted by uCoz