Судьба на экране

Изменения в жизни советских людей превзошли все ожидания

 

Время перемен – это не только испытания, но и новые возможности. В том числе и для создания фильмов, охватывающих разные эпохи. Среди гостей кинофестиваля «Звёзды Шакена» был земляк алматинцев Вячеслав Сачков, член Союза кинематографистов РФ, представлявший уникальный документальный сериал «Рождённые в СССР», оператором которого он является. 

Первая серия фильма о 7-летних детях вышла в 1990 году. Затем появилась вторая серия о тех же героях в 14-летнем возрасте, а ещё позже - третья серия о 21-летних. 

- Вячеслав Александрович, кому принадлежит идея создания фильма «Рождённые в СССР»?

- Это совместная картина СССР, а затем России с Великобританией. Автором идеи является Майкл Аптед. Он снимал многие документальные ленты, в том числе и фильм об английских детях начиная с 7-летного возраста. Этот проект имел большой успех во всём мире. Сегодня можно увидеть серию о его 42-летних героях. Позднее Майкл Аптед ушёл в игровое кино. Стал снимать фильмы с большими бюджетами, среди которых одна из серий  о Джеймсе Бонде и известная картина «Парк Горького». В Голливуде он получил статус крупного режиссёра, но любовь к документальному кино сохранил. Поэтому в 1989 году ему пришла идея запустить в России, США, Японии и ЮАР документальные проекты фильмов о детях в этих странах и проследить их судьбу. Было условие, чтобы фильмами занимались молодые талантливые режиссёры, имеющие детей. В России выбор пал на режиссёра Сергея Мирошниченко. Сергей подошёл по всем этим параметрам. К тому времени он получил госпремию и «Нику» за документальный фильм «А прошлое кажется сном…» и Гран-при в Оберхзаузене за картину «Госпожа тундра». Я считаю, что сегодня он один из самых талантливых и интересных режиссёров в российском документальном кино. Наша первая серия «Рождённые в СССР. 7-летние» не получила больших наград, но вызвала интерес во всём мире. После выхода спустя 7 лет второй серии «Рождённые в СССР. 14-летние» пришёл успех: награда «Эмми» в 1999 году за лучший документальный фильм в мире. Никто до нас в России не получал эту премию. В дальнейшем мы получили множество других наград, среди них приз Британской Королевской телевизионной академии, приз им. Джона Грирсона. После выхода вторых серий в других странах все проекты, кроме российского, были остановлены. Выяснилось, что наша картина выиграла в этом негласном соревновании.

- Когда вы сделали фильм о семилетних в 1990 году, ещё не была известна судьба Советского Союза. Получается, что фильм выиграл оттого, что он снимался на стыке эпох?

- Это сыграло свою роль. Через судьбу этих детей из разных уголков Союза можно увидеть судьбу целой страны. Причём все дети очень разные. Но несмотря на их семилетний возраст, у них были и пророчества. Один наш ребёнок, к примеру, предсказал в 1989 году, что страну ждёт переворот.

- 21-летний возраст – это предел для вашего сериала?

- Нет, будет фильм о 28-летних героях и последующие серии.

- Вы отмечали, что в вашем становлении важную роль сыграла живопись.  Можно ли сказать, что в истории искусства предшествующие живописи наскальные рисунки – это первые шаги к кинематографу?

- Здесь я не буду делать никаких открытий. Об этом прекрасно сказал выдающийся кинооператор Витторио Стораро, который имеет три «Оскара». Он сказал, что первые наскальные рисунки – это, можно сказать, предтеча кинематографа, поскольку они изображают движение. У него написаны три очень интересные большие книги о нашей профессии, представляющие свой взгляд на операторское искусство. Это не просто теория, а мысли и чувства, которые он на практике воплотил в своих фильмах. К сожалению, в нашей профессии мало людей, владеющих словом. Одно дело - владеть профессией, и другое - передать и донести тонкости ученикам. Но вот он сумел это сделать и обосновать свои теоретические размышления. Я, например, очень люблю читать книги, написанные коллегами. Я рекомендовал бы обязательно читать такие книги тем, кто начинает свой путь в кино, и даже тем, кто уже чего-то добился. Есть своя книга у гениального, на мой взгляд, оператора Сергея Урусевского, который снял фильмы «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я – Куба». Очень хорошую книгу «У стены Леонардо» написал оператор Леван Пааташвили, который снимал фильмы «Сибириада», «Романс о влюблённых», «Бег». Большой вклад в осмыление операторской профессии внес Валентин Железняков, выпустив две книги - «Цвет и контраст» и «Кинематографист». 

- Насколько легко пробиваться в мир большого кино из Алматы, географически удалённого от киноцентров Европы и Азии. На что приходится рассчитывать?

- Рассчитывать нужно на свои силы. А ориентироваться необходимо на лучшие мировые образцы. Надо работать, потому что за любым успехом лежит большой труд. Я не верю, что успех может прийти сам по себе. Невозможно снять картину без профессиональных знаний. Но необходимо также, чтобы у вас был широкий кругозор. Нужно быть всесторонне образованным человеком, понимать искусство - живопись, музыку, читать литературу. Замыкаясь только в узком профессиональном мире, можно многого не заметить. Молодым мне хочется пожелать ничего не бояться, думать, дерзать, много работать и добиваться своих целей. Стараться держать ориентир на мировых авторитетов, но при этом обязательно опираться на свою национальную культуру. Не стоит заниматься подражанием. Важно впитать лучшие образцы мировой культуры, трансформировать их в своём сознании и воплотить в собственных проектах.

 

Олег БЕЛОВ

Фото Игоря ЛОГВИНА

Аргументы и факты Казахстан, № 21, 26.05.10

 

На фото: Съёмки дипломного фильма «Остров» на острове Залита (Псковское озеро, 1981 год)



Hosted by uCoz