Судьба на экране
Изменения в жизни
советских людей превзошли все ожидания
Время перемен – это не только испытания, но и новые
возможности. В том числе и для создания фильмов, охватывающих разные эпохи.
Среди гостей кинофестиваля «Звёзды Шакена» был земляк
алматинцев Вячеслав Сачков, член Союза
кинематографистов РФ, представлявший уникальный документальный сериал
«Рождённые в СССР», оператором которого он является.
Первая серия фильма
о 7-летних детях вышла в 1990 году. Затем появилась вторая серия о тех же
героях в 14-летнем возрасте, а ещё позже - третья серия о 21-летних.
- Вячеслав Александрович, кому принадлежит идея создания
фильма «Рождённые в СССР»?
- Это совместная картина СССР, а затем России с Великобританией. Автором
идеи является Майкл Аптед. Он снимал многие
документальные ленты, в том числе и фильм об
английских детях начиная с 7-летного возраста. Этот проект имел большой успех
во всём мире. Сегодня можно увидеть серию о его
42-летних героях. Позднее Майкл Аптед ушёл в игровое
кино. Стал снимать фильмы с большими бюджетами, среди которых одна из
серий о Джеймсе Бонде и известная
картина «Парк Горького». В Голливуде он получил статус крупного режиссёра, но
любовь к документальному кино сохранил. Поэтому в 1989 году ему пришла идея
запустить в России, США, Японии и ЮАР документальные
проекты фильмов о детях в этих странах и проследить их судьбу. Было условие,
чтобы фильмами занимались молодые талантливые режиссёры, имеющие детей. В
России выбор пал на режиссёра Сергея Мирошниченко. Сергей подошёл по всем этим
параметрам. К тому времени он получил госпремию и
«Нику» за документальный фильм «А прошлое кажется сном…» и Гран-при в Оберхзаузене за картину «Госпожа тундра». Я считаю, что
сегодня он один из самых талантливых и интересных режиссёров в российском
документальном кино. Наша первая серия «Рождённые в
СССР. 7-летние» не получила больших наград, но вызвала интерес во всём мире.
После выхода спустя 7 лет второй серии «Рождённые в СССР. 14-летние» пришёл
успех: награда «Эмми» в 1999 году за лучший документальный фильм в мире. Никто
до нас в России не получал эту премию. В дальнейшем мы получили множество
других наград, среди них приз Британской Королевской телевизионной академии,
приз им. Джона Грирсона. После выхода вторых серий в
других странах все проекты, кроме российского, были
остановлены. Выяснилось, что наша картина выиграла в этом негласном
соревновании.
- Когда вы сделали фильм о семилетних
в 1990 году, ещё не была известна судьба Советского Союза. Получается, что
фильм выиграл оттого, что он снимался на стыке эпох?
- Это сыграло свою роль. Через судьбу этих детей из разных уголков Союза
можно увидеть судьбу целой страны. Причём все дети очень разные. Но несмотря на их семилетний возраст, у них были и
пророчества. Один наш ребёнок, к примеру, предсказал в 1989 году, что страну
ждёт переворот.
- 21-летний возраст – это предел для вашего сериала?
- Нет, будет фильм о 28-летних героях и последующие серии.
- Вы отмечали, что
в вашем становлении важную роль сыграла живопись. Можно ли сказать, что в истории искусства
предшествующие живописи наскальные рисунки – это первые шаги к кинематографу?
- Здесь я не буду делать никаких открытий. Об этом прекрасно сказал
выдающийся кинооператор Витторио Стораро,
который имеет три «Оскара». Он сказал, что первые наскальные рисунки – это,
можно сказать, предтеча кинематографа, поскольку они изображают движение. У
него написаны три очень интересные большие книги о нашей профессии, представляющие
свой взгляд на операторское искусство. Это не просто теория, а мысли и чувства,
которые он на практике воплотил в своих фильмах. К сожалению, в нашей профессии
мало людей, владеющих словом. Одно дело - владеть профессией, и другое -
передать и донести тонкости ученикам. Но вот он сумел это сделать и обосновать
свои теоретические размышления. Я, например, очень люблю читать книги,
написанные коллегами. Я рекомендовал бы обязательно читать такие книги тем, кто
начинает свой путь в кино, и даже тем, кто уже чего-то добился. Есть своя книга
у гениального, на мой взгляд, оператора Сергея Урусевского,
который снял фильмы «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я – Куба». Очень
хорошую книгу «У стены Леонардо» написал оператор Леван Пааташвили,
который снимал фильмы «Сибириада», «Романс о
влюблённых», «Бег». Большой вклад в осмыление
операторской профессии внес Валентин Железняков, выпустив две книги - «Цвет и
контраст» и «Кинематографист».
- Насколько легко пробиваться в мир большого кино из Алматы, географически удалённого от киноцентров Европы и
Азии. На что приходится рассчитывать?
- Рассчитывать нужно на свои силы. А ориентироваться необходимо на
лучшие мировые образцы. Надо работать, потому что за любым успехом лежит
большой труд. Я не верю, что успех может прийти сам по себе. Невозможно снять
картину без профессиональных знаний. Но необходимо также, чтобы у вас был
широкий кругозор. Нужно быть всесторонне образованным человеком, понимать
искусство - живопись, музыку, читать литературу. Замыкаясь только в узком
профессиональном мире, можно многого не заметить. Молодым мне хочется пожелать
ничего не бояться, думать, дерзать, много работать и добиваться своих целей.
Стараться держать ориентир на мировых авторитетов, но при этом обязательно
опираться на свою национальную культуру. Не стоит заниматься подражанием. Важно
впитать лучшие образцы мировой культуры, трансформировать их в своём сознании и
воплотить в собственных проектах.
Олег БЕЛОВ
Фото Игоря ЛОГВИНА
Аргументы и факты Казахстан, № 21, 26.05.10
На фото: Съёмки дипломного фильма «Остров» на острове Залита (Псковское озеро, 1981 год)