анатомия
вдохновения Отто ВайCкопфа
Беседовать с человеком неординарным – удовольствие редкое. И
случись такая встреча, хочется поговорить о многом, обо всем сразу, о серьезном и не очень. Чтобы заиграл собеседник всеми
гранями своей удивительной души…
У меня в руках диск международного музыкального клуба
«Барракуда». Альбом туристских песен «Страна эдельвейсов» звучит как-то уж
очень по-нашему, по-устькаменогорски, близко,
душевно, тепло. Автор проекта и исполнитель
Можно сказать, что альбом, посвящен Восточному Казахстану,
хотя есть там и про Чарын, и про июльский Иссык-Куль, и про поющие барханы. Но все остальное:
Шамбала, живая вода, родина бардовской песни и
собственно Страна эдельвейсов – наши! Когда в музыкальном салоне Музея искусств
состоялась презентация альбома, автор-исполнитель сам все объяснил:
– Усть-Каменогорск – один из
главных бардовских центров страны и мы очень дружны с
«Зеленой каретой», Евгением и Татьяной Зиниными. В названии Усть-Каменогорска
есть слово «горы», а это очень важно для туристского альбома. Несколько песен –
«Шамбала», «Происхождение
бардов» были когда-то написаны здесь. К этому добавилась моя экспедиция на Сибинские озера и командировка Игоря Кожуха, одного из
авторов альбома, в Усть-Каменогорск. Одним словом,
все звезды сошлись для того, чтобы «Страна эдельвейсов» начала свой путь в
вашем городе.
– По аннотации к DVD-диску чувствуется профессионал
экстремальной игры слов – акынрол, конь-як, самуравей… Как получилось: проснулся
однажды и стал сочинять или подтолкнуло событие?
– Тяга к сочинительству передалась мне от родителей. В
детстве неизгладимое впечатление на меня произвел спектакль театра Образцова
«Необыкновенный концерт», который до сих является моим
любимым. Эта ирония и игра слов, когда «бассейны имени…» легко переходят в
«бассейны и минеральные источники» заразили меня желанием сочинять что-то
веселое. Меня всегда тянуло к такому виду творчеству, который демонстрировали,
например, передачи Андрея Кнышева «Веселые ребята». Наверное, потому, что я сам
из числа этих ребят.
– Чувствуется, живешь
все время в движении, причем, со скоростью мысли. Такое впечатление,
– Настоящие ураганы у нас происходят в Джунгарских
воротах. В июне мы останавливались на одном из лучших курортов Алаколя – «Аласу» в стилизованной
юрте с металлическим каркасом. Когда я звонил туда несколько дней назад, то
узнал, что там прошел неожиданно сильный для лета шторм, он вырвал большую
часть юрт, в том числе и ту, где мы жили, и унес в неизвестном направлении. Так
что в наших краях кочевником можно стать поневоле. Что касается гороскопов, будучи
аналитическим астрологом, я уважаю движение планет. Но гороскопы предпочитаю
составлять сам. А родился я 25 августа, также как Иван Грозный и Георгий
Данелия. Последний мне гораздо ближе.
– Возникает, ну, хоть
когда-нибудь, творческий кризис? Как находишь выход? Дашь совет читателю?
– В КазГУ, где я учился на
факультете журналистики, преподающий в то время там Айдар Жумабаев читал нам
удивительный курс «Анатомия вдохновения». Он учил нас тончайшему искусству
взаимоотношений с музой. У каждого человека есть свои условия, в которых ему
комфортно творить. Нужно прислушаться к себе, оценить опыт своей жизни и
стараться создавать эти условия тогда, когда вам нужно что-то написать.
Обязательно при себе в любое время необходимо иметь ручку и бумагу, чтобы фиксировать
все интересные мысли, приходящие к вам. Писать желательно в удобное для вас
время. Я, например, являюсь жаворонком и поэтому пишу по утрам дома в полной
тишине – это комфортная зона для моего творчества. Ну и конечно надо постоянно
разминать свои креативные способности. Любой день
рождения, вечеринка на работе, звонок другу могут стать причиной для создания
стиха, каламбура или эпиграммы. Например, когда на днях я впервые зашел в
редакцию «Рудного Алтая» мне в голову пришел каламбур: «В Алтай, который
Рудный, иду дорогой трудной». Наверное, потому, что Волков творил в этом
городе.
– Какие человеческие качества
особенно для тебя ценны и почему?
– Для меня ценными качествами являются оптимизм, чувство
юмора, легкость на подъем, надежность. Я очень ценю в людях интернационализм. У
меня даже есть песня «Новый Интернационал» – своеобразный гимн всей Земли. В Алматы я жил на улице Интернациональной, но ее, к
сожалению, переименовали. Сейчас с Павлом Аксеновым мы работаем над серией этноджазовых альбомов, посвященным различным культурам.
Первый из них будет северным – «Песни Мудрого Чукчи» и выйдет в конце этого
года. Мы также начали работу над тюркским альбомом «Небесный кочевник» и над
русским этноджазовым циклом. Мне нравится погружаться
в различные культуры. Ты становишься богаче. Как-то на одном из казахстанских
каналов выступающий сказал: «Я националист и не
стыжусь этого». В отношении себя я могу сказать: «Я интернациналист
и горжусь этим».
– Ты сентиментален?
– Иногда да. Сентиментальность – одно из важнейших
переживаний, необходимых для творчества.
– Ты привередливый человек (в
еде, одежде, быту, на работе, в личных отношениях)?
– В быту я неприхотлив – сказывается советская привычка
мерить жизнь километрами, а не квадратными метрами. В еде и одежде стремлюсь к
природной естественности, избегаю синтетики. В личных отношениях стараюсь
избегать людей, настроенных негативно, но и не страшусь, если они возникают
передо мной. Для их нейтрализации я иногда использую методы психологического
айкидо.
– По твоему мнению, готово ли
человечество к встрече с братьями по разуму?
– Оно готово точно также, как и две
тысячи лет назад. Человечество, к сожалению, не меняется. Борьбу Рима и
Константинополя заменило противостояние Вашингтона и Москвы. Все те же войны,
те же предрассудки. Настоящими инопланетянами для меня являются дети. Когда я
смотрю на их невинные лица, на их отношение к миру, я понимаю, что это и есть
то, к чему надо стремиться.
Беседовала Юлия НАЗАРЕНКО
Газета «Рудный Алтай», Усть-Каменогорск (сентябрь, 2008)