Новая песня о главном

Клип группы «Мотор-Роллер» «взорвал» интернет

 

В последнее время звучит мнение, что современная песня потеряла свой доверительный смысл и умение поднимать серьёзные темы. И даже известные рок-группы, которые могли бы быть властителями дум, всё чаще относят к аморфному стилю поп-рок. Однако клип на «Песню о войне» алматинской группы «Мотор-Роллер» напомнил, что новые песни могут касаться и главных тем.

Клип, посвящённый Великой Отечественной войне и современности, был размещён в интернете 27 января. Через четыре дня было зафиксировано уже более 200 000 просмотров на различных интернет-ресурсах. Только на YouTube клип увидели уже более 120 000 человек. Форумы захлестнула небывалая волна комментариев. Мы встретились с Ильясом Аутовым – автором песни, лидером группы «Мотор-Роллер».

- Ильяс, для «Песни о войне» вы избрали стиль, близкий к авторской песне, к Высоцкому. Считаете ли вы, что традиционный рок не подходит для военной
тематики?

- Я не выбирал стиль песни, всё произошло само собой. Должен сказать, что каждый год 9 Мая у меня сжимается сердце, и тот самый ком в горле весь день не даёт нормально дышать. А это как раз была ночь накануне праздника Победы, три года назад. Я тихонько бренчал сам себе на гитаре, и вдруг в голове совершенно чётко возникли стихи о погибшем солдате, который является ночью своему запутавшемуся в жизни внуку. Я взял ручку и стал записывать. Помню, что в это время я думал о двух моих дедах, которые не вернулись с той войны. Я вёл с ними мысленный разговор, представляя, что бы они мне сейчас сказали и как бы я ответил на их вопросы. Всё было честно, без желания найти покрасивее оборот и поудачнее рифму. Это был, если хотите, разговор с самим собой, со своей совестью, а не сочинение стихотворения. Часа через два я уже напевал готовые стихи, поскольку музыка возникла тут же, следом за словами. А рано утром меня разбудил звонок: позвонили с одного телеканала и спросили, нет ли у «Мотор-Роллера» песни о войне, чтобы исполнить её в прямом эфире. Я сказал, что есть, и стал срочно собирать команду на внеплановую, авральную репетицию. Мы отрепетировали и исполнили «Песню о войне» в праздничном прямом эфире. А на вопрос относительно стиля, в котором должны звучать произведения о войне, отвечу, что это не имеет никакого значения. «Песняры», исполнившие партизанскую «Молодость моя, Белоруссия» в формате Pink Floyd, попали в самую точку в семидесятых годах прошлого века. Человек, сказавший о том, что не важно, что ты делаешь, а важно – как, был прав тысячу раз. Если вещь талантливая, то уже не обращаешь внимания на «не тот» стиль, на плохо поставленный голос и прочие мелочи.

- Как вы нашли режиссёра для клипа на «Песню о войне»?

- Александр Розанов – очень талантливый скромный человек из Петербурга. Но и очень разборчивый. Когда мы впервые с ним созвонились, чтобы переговорить о возможности снять нам клип на нашу предыдущую песню «О послушных мальчиках» (из нашего последнего альбома) он прямо сказал, что не снимает конвейерных роликов, и если песня ему не понравится, он от съёмок откажется. А мы именно такого и искали! Мы перебрали массу модных клипмейкеров, но так и не нашли среди них того, кому можно было бы доверить свою песню. Нам очень хотелось заказать эту работу режиссёру, который снял группе «Аквариум» видео на «Гарсон № 2». Но, выяснив, кто снял клип, мы поняли, что опоздали. Режиссёром был Сталкер, Александр Кайдановский, который к тому времени уже умер. И вот, когда мы уже стали раскисать от неудачных поисков, нам вдруг посоветовали Розанова. И он снял именно то, что мы хотели! Так завязалось наше сотрудничество. 
- Каким образом вам удалось так точно воспроизвести в клипе детали военного времени? Консультировали ли вас ветераны войны?

- Военного консультанта Владимира Чекунова, как и актёров-близнецов Алексея и Андрея Самойловых, нашёл Розанов. Володя входит в объединение военно-исторических клубов «Северный рубеж», он увлечён темой Второй мировой чрезвычайно, впрочем, как и его супруга Светлана, которая исполнила в клипе роль разведчицы, принесшей в блиндаж пакет. Они вместе ведут поисковую работу, постоянно участвуют в раскопках на местах боёв, собирают оружие, амуницию, документы тех лет и поэтому очень хорошо знают, как должны выглядеть люди и вещи времён Великой Отечественной.

- Прорыв этой песни произошёл в интернете, а не на телевидении. Не кажется ли вам, что наше телевидение обслуживает в основном потребительские инстинкты, вместо того чтобы поднимать серьёзные темы, объединять людей?

- В целом так и есть, и сегодня это понимают даже дети. Об этом же, не стесняясь никаких выражений, пишут в интернете люди, оставляющие комментарии к «Песне о войне». Но как вдруг совершенно неожиданно выяснилось - всё, оказывается, не так уж плохо. Не прошло и пары дней с момента появления клипа в сети, а нам уже позвонили с нескольких казахстанских и российских каналов и предложили бесплатную ротацию! О чём это говорит? Либо о том, что на телевидении ещё остались вменяемые люди, либо о том, что количество черноты в СМИ стало уже невыносимым, и душа жаждет света и перемен.

Исторический склейроз
- Чем вы объясните такой парадокс? В Казахстане, до которого гитлеровцы не дошли, очень уважительное отношение к войне, и даже появляются новые памятники военным героям. А в Восточной Европе и Прибалтике пытаются отмежеваться от Победы, поощряют пособников фашистов, демонтируют памятники, хотя своим существованием многие из этих стран обязаны советским солдатам.

- Я думаю, дело прежде всего в издревле культивировавшемся в нашей стране уважительном отношении к своим предкам, а особенно к погибшим в бою. Во-вторых, в гостеприимстве, которое сидит в крови казахстанцев. У нас ведь даже понты такие большие выросли отчасти из-за гостеприимства. Когда, к примеру, к кому-нибудь из нас приезжает иностранный друг, мы хотим его встретить не на малолитражке, а на новеньком внедорожнике. Мы хотим поселить его не в гостинице, а в своём загородном доме. И кормить его мы хотим не ресторанной едой, а домашней, да ещё и своими руками. Ведь это гость! И, заметьте, всё делается от чистого сердца. А если серьёзно, то во время войны в Казахстан эвакуировали очень большое количество людей из других республик СССР, и наша страна несла за них ответственность, как за гостей. А гость на Востоке – это человек особый. К тому же у всех была одна большая общая беда, которая сближала людей. И ещё один фактор: в Казахстане не слышно ни об одном потомке бывших нацистов, в то время как в странах Восточной Европы и Прибалтики их достаточное количество, а некоторые из них даже занимают ключевые посты в политике и экономике.

- В «Песне о войне» вы говорите, что «современный человек - такая дрянь».
Однако, похоже, такой масштабный отклик на песню говорит, что не всё
потеряно?

- Слова о том, что современный человек - дрянь, говорит главный персонаж песни, который запутался и почти утратил веру в себя и в человечество. К сожалению, таких людей сейчас очень много. Но, оказывается, и тех, кто надеется на то, что разум победит, тоже немало. Когда я читал комментарии людей к «Песне о войне», слёзы не раз наворачивались на глаза. Говорю это, не стыдясь, потому что видел, как простые, хорошие люди радуются тому, что встретили друг друга, радуются, что наконец-то нашли такое огромное количество единомышленников. Просто люди жили поодиночке и не могли объединиться. И у меня создалось ощущение, словно я сижу у большого походного костра, среди старых и верных друзей. И всё надежно и хорошо!

 

Олег БЕЛОВ

Фото из архива Ильяса Аутова

 

Аргументы и факты Казахстан, №5, 3.02.2010

 



Hosted by uCoz