Эту песню не задушишь,
не убьешь!
Размышляя над событиями в Киргизии и о
том, что цветная чума подошла к нам вплотную, невольно вспоминаешь милую песню
«От Бишкека до Алма-Аты». Наш собеседник – Ильяс Аутов – лидер группы «Мотор-Роллер», который в январе этого года получил звание «Лучший вокал» на фестивале «Старый
новый рок» в Екатеринбурге. В последние годы в репертуаре группы появилось несколько песен эпохи СССР. Советские шлягеры в рок-обработке пользуются
неизменным успехом не только у тех,
для кого эти песни родные, но и у совсем юных подростков. Никто не может
обвинить современных тинейджеров, танцующих под песни
советских композиторов, в идеологической
обработке. Они выросли в достаточно пестром информационном поле, но они интуитивно чувствуют в этих песнях пафос
мира и дружбы.
-
Ильяс, ожидал ли ты такого горячего отклика
со стороны публики на ваши ремейки
советских песен? Ведь, кажется, это время ушло безвозвратно.
- Начну
с того, что к исполнению советских
«имперских» песен нас подтолкнул
случай. Просто одна известная компания захотела отметить свой юбилей в духе
пионерского лагеря и пригласила «Мотор-Роллер»
спеть на нем что-нибудь старое, забытое. Песни образца «Идет солдат по городу» и «Вечная весна» мы отмели сразу.
Хотелось исполнить нечто более грандиозное, что было бы сопоставимо по духу и
размаху с пионерской организацией. Кроме того, нам и самим больше по душе песни, где есть мясо, соль и перец. Поэтому решили остановиться на оде «И
Ленин такой молодой». И песня
ответила нам взаимностью! Она идеально легла на жесткий «роковый»
ритм, дала вплести в себя немного домбры, частушек, цыганщины и группы «Металлика». Перед выходом к «пионерам» каждый из нас
нарядился известным коммунистом (кто Микояном, кто Ким Ир Сеном) и подготовил
речь. Я был загримирован под Леонида Ильича Брежнева. И так вжился в эту роль, что после поздравительных слов попросил
подвести меня к владельцу компании и осенил его троекратным брежневским
поцелуем. Зал взвыл от восторга. Но это было ничто по сравнению с тем фурором, который
произвела песня о Ленине. Люди повставали со своих мест и начали петь вместе с
нами. Вверх взвились красные флаги, пионерские
галстуки и граненые стаканы, доверху наполненные
водкой.
И
вот с тех пор, где бы мы ни исполняли
«Ленина» и подобные ему произведения, они пользуются
неизменным успехом у публики. А самое интересное то, что этим песням одинаково
здорово аплодируют и пятнадцатилетние, и
шестидесятилетние. В чем секрет? Не знаю. Может, в таланте авторов, может, в
драйве исполнителей. А может, люди
просто чувствуют, что в эти песни заложено много любви и труда. Муза – она ведь
не слепая. Она не приходит к творческим импотентам и халявщикам
от искусства, которых сейчас, увы, большинство.
-
Не думаешь ли ты, что борьба за мир, к которой нас
призывали в советские годы, не потеряла своей актуальности? И те, кто послал
войска в Ирак, и те, кто отказался делать это – борются за мир, просто в разных
значениях этого слова. Как поется в «Гимне демократической молодежи» - «Снова темные силы роют миру могилы».
-
Насколько мне известно, борьба за мир была актуальна во
все времена. Но давай зададимся вопросом, а может ли вообще мир победить войну,
если сам корень войны, - а именно стремление к власти и склонность к криминалу,
- сидит почти в каждом человеке. Например, все говорят, что ненавидят войну и в
то же время восхищаются подвигами великих завоевателей. Никто не любит
бандитизм, но все жалеют бандитов из фильма «Однажды в Америке». Или «болеют» за симпатичных воров, ограбивших
несимпатичного банкира, хотя каждый уверен, что воровство – это тяжкий грех.
А еще знаешь, почему дилемма «война или мир» будет
всегда стоять перед человечеством? Я ничего не смыслю в астрологии, но недавно сделал одно интересное
наблюдение. Люди вечно мечутся между любовью и войной, потому что с одной
стороны на Землю влияет Венера (Богиня Любви), а с другой – Марс (Бог Войны).
-
Почему у нас достаточно много говорят о
межнациональном согласии, ведь Казахстан – это «дети разных народов», как вы
поете, но песен с интернациональной тематикой почти не слышно?
-
Межнациональное
согласие – великая ценность, которую многие утратили, а многие не видели вовсе.
К счастью, у нас в Казахстане она есть. Но эту ценность надо беречь и охранять,
и с этой задачей лучше искусства никто не справится. К великому сожалению,
искусство переживает сейчас не лучшие времена. Им занимаются случайные люди, попсовики-однодневки, которые никогда не будут
«пренебрегать презренной пользой»
(это я перефразировал Пушкина). И пока эти люди не уйдут, не ждите ни
гениальных фильмов, ни великих песен о любви и дружбе.
От Бишкека до Алма-Аты
- Как отнеслись к вашему советскому творчеству
на фестивале «Старый новый рок»?
- Приняли
на ура. Пока звучала песня, шеститысячный зал ни на секунду не опускал рук и
подпевал вместе с нами. И даже на вокзале, когда мы садились на обратный поезд,
вслед нам неслось: «И Ленин такой молодой…»
- Не было мысли отправить вашу песню
северных панков «Увезу тебя я в тундру» Роману
Абрамовичу?
- Думаю,
что Абрамович никогда особо не интересовался тундрой и ее проблемами, поэтому
вряд ли его заинтересует эта песня.
- Вопрос к тебе, как исполнителю революционных
песен. В одном интервью в конце прошлого года лидер группы «Альгамбра»
Виталий Сорокин сказал, что в Центральной Азии нет предпосылок для революции. А как на твой взгляд?
- Нет –
и слава Богу! Лао Цзы как-то сказал: «Не дай Бог
жить в эпоху перемен!» В правоте этого изречения мы в полной
мере убедились в 90-е годы. Я - убежденный пацифист и несостоявшийся хиппи. И
поэтому хочу, чтобы революции
происходили только в искусстве и
науке. Ну, или в животе, на крайний случай (Шутка!).
-
Не боишься, что так называемые «киргизские революционеры» возьмут в качестве лозунга твою песню
«От Бишкека до Алма-Аты»?
- «От
Бишкека до Алма-Аты» - песня о любви. И если ее станут петь в новом
Кыргызстане, это будет означать только
одно - что дело в этой стране пошло на лад. Чего очень бы хотелось!
Отто ВАЙСКОПФ
Фото автора
Журнал «Мир Евразии», 2005