Место под солнцем
Из трех ведущих мировых авиасалонов мира – французского «Ле-Бурже», английского «Фарнборо»
и российского «МАКС» - салон в подмосковном городе «Жуковский» является самым
близким для казахстанцев. И не только географически.
С российским авиапромом тесно связаны военный комплекс Казахстана, парк гражданской и малой авиации, на образцах советской и российской техники получила опыт большая часть наших специалистов. Поэтому именно в работе «МАКС» в последние годы принимают участие казахстанцы, которые упорно ищут свое место под солнцем и стремятся освоить один из самых невостребованных ресурсов страны, находящийся над нашими головами.
Авиастроение не терпит суеты. Каждая модель до производства проходит многолетний процесс разработки и испытаний. Тем не менее, в этом году «МАКС» расширил свою программу. Это отразилось на резко возросшем количестве зрителей, которые отправлялись в Жуковский несмотря на страшные пробки. Они ехали не только для того, чтобы увидеть потрясающие рискованные фигуры в исполнении лучших пилотажных групп мира «Русские витязи» и «Стрижи» и полюбоваться романтичными французами, которые пробивали воздушной стрелой нарисованное в небе сердце. Россиянам, патриотические чувства которых были потрепаны в смутные 90-е, хотелось увидеть своими глазами, как их страна возвращает себе звание мировой державы.
Это подтверждают не только образцы военной техники, лучшие в своем классе, такие как истребитель «Миг-29М ОВТ» или учебно-боевой самолет Як-130. Основание утверждать, что ползающая в 90-х Россия все же рождена летать стали многомиллионные контракты, заключенные в этом году, причем не только на военную (с Индонезией, Венесуэлой), но и на гражданскую технику. Многолетний проект создания нового российского гражданского самолета, который получил название Super Jet 100 (прежде он назывался RRJ), наконец принес свои плоды. Россия заключила контракт на приобретение этих самолетов Италией. Конструкторы компании «Сухой», которая взяла на себя главную часть в осуществлении этого проекта, надеются, что эта модель станет началом возращения России на мировой рынок гражданской авиации, где в последние годы безраздельно доминируют «Эйрбас» и «Боинг».
Стоит отметить, что и в лучшие годы СССР советским конструкторам лучше удавались военные модели, нежели гражданские. Сказывалось аскетичное советское воспитание, не поощрявшее стремление к роскоши и большому комфорту. Модель Super Jet 100 демонстрирует, что российские разработчики избавились от этого недостатка и сделали не только быстрый и надежный, но и комфортный самолет, без чего нельзя конкурировать на мировом рынке.
Что же касается Казахстана, которому от советского авиационного пирога фактически ничего не досталось (если не считать космический комплекс «Байконур»), то нас на «МАКСе» интересовали прежде всего модели малых самолетов, производство которых могло бы быть налажено в Казахстане. По-прежнему самым перспективной в этом направлении выглядит проект создания многоцелевого шестиместного турбовинтового самолета «Як-58». Эта модель Эта модель с усиленным шасси, коротким разбегом, расположенным сзади винтом, что улучшает обзор и снижает шум, была разработана ОКБ Яковлева специально для Казахстана. О том, как развивается проект этого первого казахстанского самолета, нам рассказал президент компании «ЯК АЛАКОН» Александр Топоров.
- Наш проект находит понимание у правительства, ведь для Казахстана остро стоит задача избавления от ярлыка сырьевого придатка. Авиастроение, как одно из самых интеллектуально емких производств, способно дать мощный импульс развития всей экономики. К этому моменту мы уже определили место в Алматинской области, где будут располагаться производственные объекты для сборки самолета Як-58. Сейчас в ОКБ Яковлева, официальным представителем которого мы являемся в странах Азии, завершаются последние испытания этого самолета. Мы надеемся, что в следующем году мы приступим к его сборке. Нам хочется дать стране с бескрайним небом многоцелевой надежный малый самолет, чтобы не приходилось мониторить трубопроводы и вылетать на экстренные вызовы на тяжелых вертолетах и мотодельтапланах.
Среди участников авиасалона в Подмосковье был и Умербек Кенесбаев, президент ассоциации сверхлегкой авиации Казахстана. Мы решили узнать его мнение о развитии этого сектора авиации в Казахстане.
- Для развития малой авиации нужно поднимать областные воздушные линии, восстанавливать аэродромы, которые раньше были почти в каждом районном центре. Проблемой остается высокая стоимость услуг аэронавигации, которая не делает никаких скидок малым самолетам. Ее услуги составляют 15-20% от стоимости полета, что делает эксплуатацию малых самолетов нерентабельной. Пока еще отстает нормативно-правовая база, которая не соответствует уровню развития экономики страны. Но работа в этом направлении идет. В разработке находится транспортный кодекс и закон по использованию воздушного пространства. Я надеюсь, что скоро мы перейдем к уведомительной системе полетов. Пока у нас действует разрешительная система, но уже сейчас можно за час получить разрешение на вылет. Так что малые крылья еще сыграют свою роль во взлете большой страны.
Олег БЕЛОВ
«Мир Евразии», №10, 2007