Летающие роботы Казахстана

Истребитель шестого поколения может стать беспилотным

 

Несмотря на призывы развивать конкурентоспособное производство, Казахстан по-прежнему остаётся сырьевой державой. Даже сборка автомобилей не решает эту проблему. Стране не удалось сохранить научный потенциал, накопленный в советское время. Тем не менее один из возможных прорывов в мир высоких технологий возможен в авиационной сфере. На прошлой неделе в Алматы была презентована целевая программа по развитию беспилотной авиации в Казахстане до 2020 года.   

Эта программа была разработана в рамках концепции инновационного развития страны. Для её реализации группа казахстанских предприятий объединила свои усилия с российской авиакорпорацией «Иркут». Согласно программе в Казахстане будет развёрнуто производство беспилотных авиационных комплексов (БАК), которые будут использоваться не только внутри страны, но и поставляться за рубеж. Производство казахстанских летающих роботов взяла на себя компания «ЯК АЛАКОН», президентом которой является Александр Топоров. 

- Александр Иванович, какие задачи могут выполнять беспилотные самолёты, которые будут производить в Казахстане?

- Мы только в начале освоения этой сферы. Но уже сейчас пользователи наших комплексов могут решать широкий круг военных, специальных  и гражданских задач. Раньше всего беспилотники стали использовать в армии, их роль в повышении боеспособности Вооружённых сил постоянно возрастает. Они увеличивают эффективность управления войсками за счёт мониторинга боевых действий, повышают точность ракетного и артиллерийского огня за счёт точного целеукозания, выполняют разведывательные задачи без риска для жизни пилотов и дорогостоящей пилотируемой авиационной техники. Для Казахстана с его протяжёнными границами беспилотные самолёты могут стать незаменимыми помощниками в охране государственной границы, а также применяться в антитеррористических операциях. Немало для них работы и в гражданской сфере. Это охрана правопорядка, обнаружение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, экологический мониторинг и охрана природных ресурсов, мониторинг  объектов промышленности, энергетической и транспортной инфраструктуры, особенно трубопроводов, мониторинг сельскохозяйственных угодий.

- Какого показателя может достигнуть доля казахстанских комплектующих в собираемых вами беспилотниках?

- Задачи сегодняшнего дня - качественная сборка, поддержка эксплуатации, обучение специалистов-пользователей наших комплексов, качественный и доступный сервис. Но уже на этот год намечено создание собственной производственной базы. Мы сможем проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создадим опытное производство. В ближайшие пять лет доля казахстанских комплектующих может достигнуть 50-70%.

- Почему вы остановились на российских моделях беспилотных самолётов, ведь и в США, и в Израиле создаются более совершенные модели?

- Начну с того, что наш стратегический партнёр - ОКБ им. А. С. Яковлева – пионер создания беспилотной авиации. Сегодня «Як» - часть корпорации «Иркут», где созданию беспилотных комплексов придают большое значение. Корпорация располагает значительным научным и производственным потенциалом. Свою задачу мы видим в создании национальной научно-технической и производственной базы для производства беспилотных авиационных комплексов. Российский разработчик и производитель нам более понятен. Наше сотрудничество имеет очень широкий спектр, долгосрочный характер. Его надёжность не вызывает сомнений. Кроме того, по соотношению цена/качество и по стоимости обслуживания российские модели вполне конкурентоспособны. И ещё хочу сказать, что технологическая открытость нашего российского партнёра гораздо выше. 

- Некоторые эксперты заявляют, что в будущем вся авиация станет беспилотной. Насколько близка эта перспектива?  

- Когда смелые эксперты делают такие прогнозы, они прежде всего имеют  в виду авиацию военного и специального назначения. Здесь все понятно - не подвергаются опасности жизни пилотов, уменьшаются расходы, связанные с бортовым радиоэлектронным оборудованием, герметичностью кабины и т. д. Скорее всего, проект истребителя пятого поколения станет последним дорогостоящим проектом по созданию боевого пилотируемого самолёта. Истребители шестого и последующих поколений будут беспилотными. Думаю, о беспилотном управлении в гражданской авиации говорить пока рановато, хотя бы по психологическим соображениям. Но и там получат развитие пилотно-беспилотные летательные аппараты (ПБЛА). Они представляют собой самолёты или вертолёты с реализованной в них возможностью тройного управления: находящимся в кабине человеком-пилотом, дистанционно - с помощью оператора наземной станции управления или полностью автоматически по заранее заложенной программе полёта. Не стоит забывать, что уже сейчас большую частью времени полётом гражданского самолёта, как правило, управляет автопилот. 

 

Олег БЕЛОВ

 

В настоящее время 49 стран занимаются разработкой беспилотных летательных аппаратов военного и гражданского назначения. По официальным данным Международной ассоциации беспилотных систем, в мире известны 789 наименований беспилотных авиационных комплексов (БАК). Наибольшее их количество насчитывается в США – 288. Затем следуют Израиль – 62, Франция – 56, Великобритания – 45 и Россия – 35.

 

«Аргументы и факты Казахстан», №14, 1.04.09

 



Hosted by uCoz