Читать или причитать?

Книжный бум стал зависеть от стоимости нефти

 

Несмотря на появление интернета и устройств для электронного чтения, традиционные книги не теряют своих позиций, привлекая читателей изощрёнными формами и эффектными обложками. Однако тематика книг значительно изменилась за последние 20 лет. На фоне идеологического и культурного вакуума наш книжный рынок захлестнул вал легковесной беллетристики. Качественных произведений стало заметно меньше и на полках магазинов, и в портфелях издательств.

Любая страна нуждается в развитии собственной литературы, в своих властителях дум. Государство пытается поддержать литературный процесс. Но тендеры на издание социально-важных книг касаются в основном лишь классиков, новых имён очень мало. Впрочем, и классики издаются ограниченными тиражами, которые нельзя найти в магазинах, они расходятся лишь по библиотекам. В этой ситуации некоторые издатели разрабатывают свои программы поддержки новых казахстанских авторов. Среди них Булат Казгулов, директор одного из крупнейших алматинских издательств. В этом году его издательство открыло бесплатную литературную школу, а также провело конкурс на издание книг новых авторов.

– Булат Ахмеджанович, кроме литературной школы у вас есть программы поддержки писателей. Касается ли она только новых для Казахстана жанров?

– Мы действительно стараемся поддерживать казахстанских авторов, пишущих в новом для нашего книжного рынка жанрах – фэнтези, ужастики. В Казахстане они практически в зачаточном состоянии. К тому же мы готовы поддерживать не только этих авторов, но и тех, кто пишет в традиционных жанрах, но есть важное условие – это должно быть высококачественное литературное произведение. В издательстве существует экспертная группа, которая оценивает произведения, присылаемые нам. Недавно мы провели литературный конкурс, победители которого получили возможность издать у нас свои произведения. Все расходы на издание книг издательство взяло на себя. Победителями стали два алматинских автора: Леон Костевич с романом «Вылитые» (он уже состоявшийся автор, лауреат «Русской премии») и Ержан Есимханов, который предоставил произведение «Война», написанное в стиле фэнтези. Ержан юрист, ему 26 лет, но он серьёзно увлекается литературой. Конкурс показал, что его необходимо проводить постоянно, с целью выявления новых талантливых авторов. Мы стремимся к тому, чтобы в нём участвовали как русскоязычные, так и казахскоязычные авторы. Благодаря созданной нами литературной школе мы имеем довольно чёткое представление о русскоязычной литературе, но о казахскоязычной литературе, к сожалению, такого пока сказать не можем.

– Не вступают ли массовые жанры, такие как фэнтази в противодействие с традиционной литературой, вытесняя её?

– Мы говорили об этом с заведующим отделом прозы журнала «Дружба народов» Леонидом Бахновым, который недавно был в Алматы и посетил наше издательство. У этого журнала своя принципиальная позиция – они публикуют высококачественную художественную литературу, причём, как и прежде уделяют особое внимание авторам из бывших советских республик. В советское время у этого журнала были миллионные тиражи, то есть он был массовым. Но времена, а вместе с ним и аудитория, изменились. Сейчас журнал «Дружба народов», и другие российские периодические издания, публикующие на своих страницах новые художественные произведения, имеет небольшой тираж всего около 3 тыс. и рассчитан в основном на знатоков и экспертов литературы, т. е. литературную элиту. Он не публикуют фэнтези и другие новые жанры. Но вместе с такой литературой, рассчитанной прежде всего на подготовленного читателя, существует и другая литература, например, фэнтези. Аудитория, читающая литературу такого жанра обширна – от детей до взрослых. Ее можно издавать большими тиражами, взять того же «Гарри Потера». На мой взгляд, массовая и элитарная литература – неотъемлемые части современного литературного процесса. Важно, чтобы они не исключали, а в определённой степени поддерживали и дополняли друг друга. Задача издательств – выпускать и то и другое, но, как я уже говорил, художественные произведения должны быть высокого качества.

 

Можно рукопись продать

– Можно ли сказать, что наши авторы больше увлекаются художественной стороной и мало думают о коммерческом успехе издания?

– Я заметил, что многие современные авторы не имеют литературного и даже филологического образования. Это могут быть люди разных профессий – юристы, врачи, актёры, операторы, режиссёры и т. д. Складывается впечатление, что если Бог дал писательский талант, то такого человека не смущает, что его произведение никто не увидит, он всё равно пишет. Мне звонил автор из Семея, ему уже за 40, он был судим за мошенничество, другие преступления, отсидел в целом около 20 лет. Но в тюрьме он поверил в Бога. И несмотря на то, что образование у него – неполная школа, он пишет как маститый писатель. Нередко люди пишут «в стол», а потом начинают публиковаться. К сожалению, они ещё мало знают, как сделать свою книгу коммерчески успешной. В какой-то степени мы стараемся исправить такое положение во время специальных занятий в нашей литературной школе. Занимаясь издательским делом уже более 16 лет, мы заметили, что всегда существует устойчивый потребительский спрос на учебники, словари. Когда начинается подъём в экономике, больше покупают художественную литературу. Но во время кризиса покупатели вновь переключились на справочную литературу. Я спросил своего коллегу-издателя: когда же поднимется спрос на художественные книги? Он ответил: когда нефть будет стоить 150 долларов за баррель.

– Многие критики считают, что казахский народ относится к народам-поэтам. Это связано с импровизационными традициями наших акынов, сильным влиянием поэзии. Можно ли сказать сейчас, что сильное поэтическое начало сохранилось в казахской литературе?

– На мой взгляд, с приходом рыночной экономии в самом плачевном положении оказалась поэзия. Сборники стихов выходят тиражами 100 экземпляров. И всё потому, что интерес к поэзии сильно угас. В советское время поэты собирали стадионы. Тем не менее, поэты есть, и они продолжат писать. Для казахского народа было характерно красноречие: большинство могли легко сложить четверостишие. В традиционном дореволюционном обществе красноречие ценилось высоко. Слово и способность к словотворчеству - не только признак образованности, а также ума и таланта. Акын по своему социальному статусу мог быть выше предводителя рода. Его побаивались даже власть имущие. Акын за неблаговидный поступок, совершённый баем, мог так высмеять его, что потом над ним потешались бы долгие годы. Акын выполнял роль не только поэта, но и независимого журналиста, и историка, и поборника справедливости. Именно таким и должен быть настоящий поэт.

 

Олег БЕЛОВ

Фото Игоря ЛОГВИНА

"Аргументы и факты Казахстан", №14, 7.04.10

 

Подпись к фото: Среди новых видов изданий, которыми удивят казахстанцев в будущем, будут книги-игры в виде раскладывающихся страниц.

 



Hosted by uCoz