Спектакль в домашнем формате
В Алматы
гастролирует театр свободных художников
В дни празднования Наурыза как никогда актуальной становится организация
представлений. Не многие знают, что третий месяц в Алматы
проходят гастроли необычного кукольного театра. Он словно по мановению
волшебной палочки может появиться в любом небольшом зале и даже комнате. Управляют куклами всего два
человека. Но их рук и умения хватает, чтобы на сцене одновременно оживало около
десяти героев спектакля «Золушка». Этот спектакль Санкт-Петербургского театра
марионеток представляет в Алматы художница Алёна Боровкова, автор постановки и создатель кукол. Обычно она
вместе с Романом Хикаловым, актёром Театра им.
Лермонтова.
- Алёна, вы
осознанно выбрали жанр такого мобильного театра, все «актёры» которого могут
поместиться в большой чемодан?
- Мне нравится работать в жанре камерных спектаклей. Это не только
позволяет сократить до максимума расстояние между сценой и зрителями, буквально
привезти театр в гости, но даёт творческую независимость. Наш театр марионеток
существует, как команды свободных художников, которые включают в себя актёров и
режиссёров. Спектакль «Золушка» завязан на мне. Поскольку я художник и автор
проекта, то этот спектакль я показываю, когда у меня есть время и желание. Два
года назад, например, я так устала от гастролей, что взяла тайм-аут и
занималась только изготовлением кукол, в основном ростовых. В это время
спектакль просто лежал в кладовке и ждал своего часа. Сейчас у меня опять
появилось настроение, и я привезла «Золушку» в Алматы
– город, откуда я родом и где прошло моё детство.
- Используете ли вы такой приём, как вовлечение зрителей в
представление?
- Всё зависит от спектакля. Спектакль «Золушка» не предполагает хождения
кукол в народ и народа - в куклы. Хотя бывает, что дети подходят к сцене и вмешиваются в
спектакль. Особенно часто это происходит на домашних спектаклях. Маленькие
зрители хватают злую мачеху и даже начинают её бить или прогонять со сцены. В таких случаях мы предупреждаем
родителей, чтобы они не позволяли маленьким детям подходить к сцене. Сейчас мы показываем в Алматы
один спектакль, но у нашего театра много разных постановок. Планируется
площадной спектакль. Он как раз завязан на общение, на контакт со зрителем,
когда задаются вопросы, зритель отпускает реплики. Хотя и сейчас у нас на
спектакле тоже звучат реплики родителей. Потому что спектакль содержит и
взрослый юмор. Например, когда лесничий со своей
женой выясняют отношения. Взрослые на это очень часто реагируют.
- В чём, на ваш взгляд, причины кризиса семьи в нашем
обществе?
- Мне кажется, главная причина в том, что родители уделяют детям
недостаточно внимания. В моё детство родители уделяли мне и брату много
времени, мы ходили в горы – Заилийский Алатау, ездили
на Капчагай. Родители работали в Институте ядерной
физики, и у них была зона отдыха с с
моторной лодкой, водными лыжами. Все вместе мы играли в волейбол, катались на
лодке. Контакт ребёнка с родителями был постоянный. Мы придумывали программы к
семейным праздникам. А сейчас это стало уходить, к сожалению. Обычно для
торжества нанимают проводящих праздник, а родителям главное, чтобы дети их не
трогали. Взрослые сами в своём кругу празднуют день рождения ребёнка. У нас
изначально планировался домашний театр, когда и взрослые организовывают
праздник, вместе с детьми смотрят спектакль, обсуждают, шутят. А то часто
ребёнок посмотрит что-то и начинает делиться, а его никто не поддерживает. А
ему хочется душевного разговора. У нас всё больше думают о том, чтобы ребёнок
был умыт, сыт, обучен, а не о том, что у него на душе. Когда мы 9 лет назад
сделали спектакль «Золушка», вдруг поняли, что в то время играть его как
домашний было вообще невозможно, потому что не было таких семей, которые в состоянии
оплатить приезд театра домой. Сейчас ситуация изменилась, и мы его играем в
домашнем формате, как это задумывалось изначально.
Но чаще какое-то предприятие делает детский праздник и приглашает нас. Это то,
чего мы достигли в соединении взрослых и детей. Детей приглашают на работу, и
вместе с родителями они смотрят спектакль.
Есть ли у кукол душа?
- Во многих культурах считается, что куклы обладают душой.
Вам приходилось замечать какую-то энергетику кукол?
- Есть серия
интерьерных кукол. Эти куклы я делаю похожими на тех людей, которые их
заказывают. Обычно это мои знакомые. Они бывают шуточные, бывают красивые. И
вот для людей, которые их заказывают, эти куклы особенные. Но для меня такая
кукла – это просто образ, портрет. А что касается театральных кукол, я считаю,
что они оживают только в момент игры. Они живут тем образом, который
изображают. Но когда игра закончена, это просто куклы. Я с ними не беседую, не
считаю, что у них какая-то своя жизнь.
- Будут ли проходить ваши выступления на сцене какого-то алматинского театра?
- Мы уже давали несколько спектаклей в театре «АРТиШОК».
Но в марте у нас перерыв в выступлениях на этой сцене, потому что театр готовит две постановки. Следующий наш
спектакль на сцене «АРТиШОКа» будет в апреле. Мы
также выступаем в кафе, которые организуют детские праздники, и выезжаем на
частные приглашения. Во время частных приглашений обычно организуется день
рожденья для ребёнка, и его важной частью становится наш спектакль. Иногда
собирают детей и делают для них праздник без какого-то повода. Мне кажется, что
это очень нормально. Потому что к сюрпризам в день
рождения все готовы, а ведь можно это делать не раз в году.
- Возможна ли история Золушки в наши дни?
- Я считаю, что возможна. Потому что если бы это было невозможно, такая
история не возникла бы. Хотя некоторые считают, что это сказка. Когда мы с
режиссёром Александром Блиновым ставили этот
спектакль, мы обсуждали героев. Он говорил, что Золушка должна быть с опущенной
головой, ведь её третирует мачеха. Я же настояла на том, что она должна быть весёлой и жизнерадостной. Ну подумаешь, притесняют её, но она всё равно находит в
жизни что-то позитивное. И именно поэтому она и встречает принца. Если бы она
была всё время подавленная и не видела в жизни ничего хорошего, она бы не
встретила принца. Любая мечта, если ты действительно в неё веришь, сбывается.
Отто ВАЙСКОПФ
Фото Игоря ЛОГВИНА
«Аргументы и факты Казахстан», №12, 20.03.10