Спектакль в домашнем формате

В Алматы гастролирует театр свободных художников

 

В дни празднования Наурыза как никогда актуальной становится организация представлений. Не многие знают, что третий месяц в Алматы проходят гастроли необычного кукольного театра. Он словно по мановению волшебной палочки может появиться в любом небольшом зале и даже  комнате. Управляют куклами всего два человека. Но их рук и умения хватает, чтобы на сцене одновременно оживало около десяти героев спектакля «Золушка». Этот спектакль Санкт-Петербургского театра марионеток представляет в Алматы художница Алёна Боровкова, автор постановки и создатель кукол. Обычно она вместе с Романом Хикаловым, актёром Театра им. Лермонтова.

    - Алёна, вы осознанно выбрали жанр такого мобильного театра, все «актёры» которого могут поместиться в большой чемодан?

- Мне нравится работать в жанре камерных спектаклей. Это не только позволяет сократить до максимума расстояние между сценой и зрителями, буквально привезти театр в гости, но даёт творческую независимость. Наш театр марионеток существует, как команды свободных художников, которые включают в себя актёров и режиссёров. Спектакль «Золушка» завязан на мне. Поскольку я художник и автор проекта, то этот спектакль я показываю, когда у меня есть время и желание. Два года назад, например, я так устала от гастролей, что взяла тайм-аут и занималась только изготовлением кукол, в основном ростовых. В это время спектакль просто лежал в кладовке и ждал своего часа. Сейчас у меня опять появилось настроение, и я привезла «Золушку» в Алматы – город, откуда я родом и где прошло моё детство.

- Используете ли вы такой приём, как вовлечение зрителей в представление?

- Всё зависит от спектакля. Спектакль «Золушка» не предполагает хождения кукол в народ и народа - в куклы. Хотя бывает, что  дети подходят к сцене и вмешиваются в спектакль. Особенно часто это происходит на домашних спектаклях. Маленькие зрители хватают злую мачеху и даже начинают её бить или прогонять  со сцены. В таких случаях мы предупреждаем родителей, чтобы они не позволяли маленьким детям подходить к сцене.  Сейчас мы показываем в Алматы один спектакль, но у нашего театра много разных постановок. Планируется площадной спектакль. Он как раз завязан на общение, на контакт со зрителем, когда задаются вопросы, зритель отпускает реплики. Хотя и сейчас у нас на спектакле тоже звучат реплики родителей. Потому что спектакль содержит и взрослый юмор. Например, когда лесничий со своей женой выясняют отношения. Взрослые на это очень часто реагируют.

- В чём, на ваш взгляд, причины кризиса семьи в нашем обществе?

- Мне кажется, главная причина в том, что родители уделяют детям недостаточно внимания. В моё детство родители уделяли мне и брату много времени, мы ходили в горы – Заилийский Алатау, ездили на Капчагай. Родители работали в Институте ядерной физики, и у них была зона отдыха с с моторной лодкой, водными лыжами. Все вместе мы играли в волейбол, катались на лодке. Контакт ребёнка с родителями был постоянный. Мы придумывали программы к семейным праздникам. А сейчас это стало уходить, к сожалению. Обычно для торжества нанимают проводящих праздник, а родителям главное, чтобы дети их не трогали. Взрослые сами в своём кругу празднуют день рождения ребёнка. У нас изначально планировался домашний театр, когда и взрослые организовывают праздник, вместе с детьми смотрят спектакль, обсуждают, шутят. А то часто ребёнок посмотрит что-то и начинает делиться, а его никто не поддерживает. А ему хочется душевного разговора. У нас всё больше думают о том, чтобы ребёнок был умыт, сыт, обучен, а не о том, что у него на душе. Когда мы 9 лет назад сделали спектакль «Золушка», вдруг поняли, что в то время играть его как домашний было вообще невозможно, потому что не было таких семей, которые в состоянии оплатить приезд театра домой. Сейчас ситуация изменилась, и мы его играем в домашнем формате, как это задумывалось изначально. Но чаще какое-то предприятие делает детский праздник и приглашает нас. Это то, чего мы достигли в соединении взрослых и детей. Детей приглашают на работу, и вместе с родителями они смотрят спектакль.

Есть ли у кукол душа?

- Во многих культурах считается, что куклы обладают душой. Вам приходилось замечать какую-то энергетику кукол?

- Есть серия интерьерных кукол. Эти куклы я делаю похожими на тех людей, которые их заказывают. Обычно это мои знакомые. Они бывают шуточные, бывают красивые. И вот для людей, которые их заказывают, эти куклы особенные. Но для меня такая кукла – это просто образ, портрет. А что касается театральных кукол, я считаю, что они оживают только в момент игры. Они живут тем образом, который изображают. Но когда игра закончена, это просто куклы. Я с ними не беседую, не считаю, что у них какая-то своя жизнь.

- Будут ли проходить ваши выступления на сцене какого-то алматинского театра?

- Мы уже давали несколько спектаклей в театре «АРТиШОК». Но в марте у нас перерыв в выступлениях на этой сцене, потому что  театр готовит две постановки. Следующий наш спектакль на сцене «АРТиШОКа» будет в апреле. Мы также выступаем в кафе, которые организуют детские праздники, и выезжаем на частные приглашения. Во время частных приглашений обычно организуется день рожденья для ребёнка, и его важной частью становится наш спектакль. Иногда собирают детей и делают для них праздник без какого-то повода. Мне кажется, что это очень нормально. Потому что к сюрпризам в день рождения все готовы, а ведь можно это делать не раз в году.

- Возможна ли история Золушки в наши дни?

- Я считаю, что возможна. Потому что если бы это было невозможно, такая история не возникла бы. Хотя некоторые считают, что это сказка. Когда мы с режиссёром Александром Блиновым ставили этот спектакль, мы обсуждали героев. Он говорил, что Золушка должна быть с опущенной головой, ведь её третирует мачеха. Я же настояла на том, что она  должна быть весёлой и жизнерадостной. Ну подумаешь, притесняют её, но она всё равно находит в жизни что-то позитивное. И именно поэтому она и встречает принца. Если бы она была всё время подавленная и не видела в жизни ничего хорошего, она бы не встретила принца. Любая мечта, если ты действительно в неё веришь, сбывается.

Отто ВАЙСКОПФ

Фото Игоря ЛОГВИНА

«Аргументы и факты Казахстан», №12, 20.03.10



Hosted by uCoz