Крылья для страны

 

Казахстан должен войти в двадцатку самых развитых стран мира. Это громкое заявление прозвучало на недавней встрече президента Нурсултана Назарбаева с казахстанской бизнес-элитой в Алматы. Кроме этого, президент призвал поторопиться и с удвоением ВВП и заявил, что это возможно сделать уже через два года. Лидер Казахстана призвал бизнесменов ставить перед собой амбициозные задачи и вкладывать деньги в инновационные проекты. Уже в ближайшее время Казахстану предстоит решать задачу освобождения от сырьевой зависимости и осуществления инновационного прорыва.

 

Где будем прорываться

 

По некоторым показателям Казахстан уже сегодня входит в первую двадцатку стран мира. Например, по объемам прямых иностранных инвестиций. Но эти финансы привлекаются в основном в сырьевой сектор экономики. Богатые запасы сырья часто создают иллюзию стабильного роста и не позволяют развиваться высокотехнологичным видам производства. Многие специалисты считают, что для осуществления инновационного прорыва Казахстану необходимо не возобновлять старую промышленность, а строить новую, соответствующую пятому уровню развития экономики. Одним из таких видов является авиастроение.

Несмотря на то, что Казахстан - родина космонавтики, на территории республики никогда не было авиационных заводов. Основная часть советского авиационного пирога при распаде Союза досталась России и Украине. Продолжают успешно работать и авиапредприятия, построенные в советские годы на территориях Грузии и Узбекистана. В частности, Ташкентское авиационное промышленное объединение им. Чкалова выпускает новые модификации самолетов совместно с российскими предприятиями. И это при том, что ни Грузия, ни Узбекистан не имеют такой развитой металлургии, как Казахстан.  

 В чем же привлекательность авиационной промышленности для нашей страны? Первая причина в размерах Казахстана. Когда территория страны сопоставима с Западной Европой, а население меньше, чем в Голландии, развитие транспорта должно являться одним из главных приоритетов. И прежде всего развитие воздушного транспорта, включая малую авиацию.

Вторая причина в готовности промышленности и сырьевой базы страны для освоения авиационного сектора экономики. От экспорта металла и нефтепродуктов Казахстан должен переходить к производству высокотехнологичной продукции из своего сырья, включая производство самолетов и авиационного топлива.

Третья причина в том, что авиастроение, относящееся к пятому уровню экономики, является системообразующей отраслью. Оно автоматически влечет за собой развитие других секторов экономики, таких как металлургия, химическая промышленность, приборостроение, резинотехника и многих других. При этом авиатехника является продуктом с высокой добавленной стоимостью.

Таким образом, авиастроение может дать мощный импульс для развития экономики страны, а малая авиация способна стать важнейшим инфраструктурным звеном, позволяющим сократить казахстанские расстояния.

Можно безошибочно предположить, что в ближайшие годы Казахстан переживет бум малой авиации. Все идет к тому, что у нас будет либерализировано воздушное пространство. На территории СНГ такой шаг уже осуществила Украина. К этому готовятся Россия и Китай. Открытие неба для малой авиации даст мощный импульс ее развитию. Малые самолеты можно использовать для мониторинга трубопроводов, в сельском хозяйстве, в медицине, службах МЧС. Они являются излюбленным видом транспортом для бизнесменов во всем мире. Летающие офисы способны экономить деловое время и успешно вести бизнес. Уже сейчас Казахстан может подготовиться к этому буму и подойти к нему со своим малым самолетом. Именно такие планы вынашивает казахстанская компания «ЯК АЛАКОН», представляющая интересы ОКБ им. Яковлева в странах Азии.

 

«Яки» неприхотливы на земле и в небе

 

ОКБ Яковлева относится к одним из самых знаменитых советских, а ныне российских авиашкол. В прошлом году исполнилось 80 лет с того времени, как Яковлев собрал свой первый самолет. В годы Великой Отечественной войны самолеты Як-3 и Як-7 позволили совершить перелом в воздушном противостоянии, что сыграло важную роль в достижении победы. Эти самолеты были на вооружении легендарной дивизии «Нормандия-Неман».

ОКБ Яковлева воспитало немало талантливых конструкторов. Некоторые из них позже создали свои школы, например Олег Антонов. Самолеты ОКБ Яковлева славятся прежде всего своей надежностью и неприхотливостью. Широкое распространение в мире получили учебно-тренировочные самолеты этой авиакомпании, такие как Як-18Т и Як-52. В свое время эти самолеты занимали до 30% мирового рынка в своем классе. Хорошо знакомы они и в Казахстане, где имеется опыт их эксплуатации и технического обслуживания.

Успешно зарекомендовал себя и первый региональный реактивный самолет Як-40. А модель Як-42Д в прошлом году была признана по данным ФАИ (Международной федерации авиаиндустрии) самым безопасным самолетом в мире.

В настоящее время ОКБ Яковлева активно работает над созданием новых самолетов как военных, так и гражданских. На прошедшем недавно в Подмосковье авиасалоне «Макс-2005» был представлен новый учебно-боевой самолет Як-130, который сочетает в себе элементы 4-го и 5-го поколений и является лучшим самолетом в своем классе. Есть у компании Яковлева современные разработки беспилотных летательных аппаратов. Они могут использоваться не только в военной сфере, но и для мониторинга местности, в сфере МЧС.

В секторе гражданской авиации в настоящее время ведущие российские школы объединили свои усилия, чтобы составить достойную конкуренцию «Боингу» и «Эйрбас». Вместе с ОКБ Сухого, Ильюшина и компанией «Боинг» ОКБ Яковлева участвует в амбициозном проекте RRJ (Russian Regional Jet) по созданию нового регионального самолета. Кроме этого ОКБ Яковлева вместе с ОКБ Ильюшина работает над созданием нового магистрального самолета МС-21, который должен превзойти аналогичные модели «Боинга» и «Эйрбас» и стать прорывным российским проектом в сфере гражданской авиации. Серийное внедрение МС-21планируется начать в  2012 году.

 

Полетим на своих

 

Для Казахстана логичным началом освоения авиаотрасли является производство малых самолетов. Компания «ЯК АЛАКОН» планирует начать в нашей республике производство новой модели Як-58. Этот шестиместный самолет является одной из последних разработок ОКБ Яковлева. Его внешний вид заметно отличается от своих аналогов. По конструкции это триплан – то есть у него П-образное хвостовое оперение. Винт у самолета расположен сзади, что значительно улучшает обзор для пилота и пассажиров и уменьшает степень вибрации и шума в салоне. Использование винта американской фирмы Hartzell с повышенным коэффициентом тяги позволило снизить расход топлива и увеличить мощность до 420 л.с. Это очень выносливая и неприхотливая модель. Самолет приспособлен к климатическим условиям Казахстана, способен работать в условиях 40-градусной жары и 40-градусного холода, может летать при сильном боковом ветре – до 10 м/с. Высокая скороподъемность – до 5 м/с позволяет ему легко огибать горный рельеф, а усиленное шасси дает возможность садится на грунт. Разбег самолета составляет всего 300 метров.

Уже сейчас существует несколько модификаций Як-58. Для варианта VIP, который предназначен для бизнесменов, салон оборудуется мягкими креслами, мониторами и дополнительными средствами связи. Это позволяет ему превратиться в комфортабельный летающий офис. Существует вариант медицинского самолета, в котором предусмотрено место для перевоза лежащего больного.

Этот самолет может успешно использоваться в сфере туризма. Отличный обзор и неприхотливость к влетно-посадочной полосе может сделать доступными уникальные объекты природы, которыми богат Казахстан, такие как озеро Алаколь, Поющий бархан, Чарынский каньон.  

В планах компании «ЯК АЛАКОН» открытие регионального центра по подготовке пилотов. Компания сотрудничает с ведущими предприятиями в области тренажоростроения в России, такими как «НПЦ Экспресс-АТ» ПКБМ (Пензенское конструкторское бюро моделирования). В современных тренажерах существует возможность установки базы данных по выбору заказчика. То есть летчики могут обучаться на тренажерах с реальным ландшафтом той местности, где им предстоит летать. При этом моделируется вид любого аэродрома и населенного пункта.

Производство малых самолетов может стать для Казахстана первым шагом в большую авиацию, ведь только имея крылья можно сократить отставание от ведущих мировых держав и ворваться в первую двадцатку развитых стран.

 

Олег БЕЛОВ

«Мир Евразии», 2005



Hosted by uCoz