Крылья для страны
Казахстан должен войти в двадцатку самых
развитых стран мира. Это громкое заявление прозвучало на недавней встрече президента
Нурсултана Назарбаева с казахстанской бизнес-элитой в Алматы. Кроме этого,
президент призвал поторопиться и с удвоением ВВП и заявил, что это возможно
сделать уже через два года. Лидер Казахстана призвал бизнесменов ставить перед
собой амбициозные задачи и вкладывать деньги в
инновационные проекты. Уже в ближайшее время Казахстану предстоит решать задачу
освобождения от сырьевой зависимости и осуществления инновационного прорыва.
Где будем
прорываться
По некоторым показателям Казахстан уже сегодня входит
в первую двадцатку стран мира. Например, по объемам прямых иностранных
инвестиций. Но эти финансы привлекаются в основном в сырьевой сектор экономики.
Богатые запасы сырья часто создают иллюзию стабильного роста и не позволяют развиваться высокотехнологичным
видам производства. Многие специалисты считают, что для осуществления
инновационного прорыва Казахстану необходимо не возобновлять старую
промышленность, а строить новую, соответствующую пятому уровню развития
экономики. Одним из таких видов является авиастроение.
Несмотря на то, что Казахстан - родина космонавтики,
на территории республики никогда не было авиационных заводов. Основная часть
советского авиационного пирога при распаде Союза досталась России и Украине. Продолжают успешно работать и авиапредприятия,
построенные в советские годы на территориях Грузии и Узбекистана. В частности,
Ташкентское авиационное промышленное объединение им. Чкалова выпускает новые
модификации самолетов совместно с
российскими предприятиями. И это при том, что ни
Грузия, ни Узбекистан не имеют такой развитой металлургии, как Казахстан.
В чем же
привлекательность авиационной промышленности для нашей страны? Первая причина в
размерах Казахстана. Когда территория страны сопоставима с Западной Европой, а
население меньше, чем в Голландии,
развитие транспорта должно являться
одним из главных приоритетов. И прежде всего развитие воздушного
транспорта, включая малую авиацию.
Вторая причина в готовности промышленности и сырьевой
базы страны для освоения авиационного сектора экономики. От экспорта металла и
нефтепродуктов Казахстан должен
переходить к производству высокотехнологичной
продукции из своего сырья, включая производство самолетов
и авиационного топлива.
Третья причина в том, что авиастроение, относящееся к
пятому уровню экономики, является системообразующей
отраслью. Оно автоматически влечет за собой развитие других секторов экономики,
таких как металлургия, химическая промышленность, приборостроение, резинотехника и многих других. При этом авиатехника является
продуктом с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, авиастроение может дать мощный импульс
для развития экономики страны, а малая авиация способна стать важнейшим
инфраструктурным звеном, позволяющим
сократить казахстанские расстояния.
Можно безошибочно предположить,
что в ближайшие годы Казахстан переживет бум малой авиации. Все идет к тому,
что у нас будет либерализировано воздушное
пространство. На территории СНГ такой шаг уже осуществила Украина. К этому
готовятся Россия и Китай. Открытие неба для малой авиации даст мощный импульс
ее развитию. Малые самолеты можно
использовать для мониторинга
трубопроводов, в сельском хозяйстве, в медицине, службах МЧС. Они являются
излюбленным видом транспортом для бизнесменов во всем мире. Летающие офисы
способны экономить деловое время и успешно вести бизнес. Уже сейчас Казахстан
может подготовиться к этому буму и подойти к нему со своим малым самолетом. Именно такие планы вынашивает казахстанская
компания «ЯК АЛАКОН», представляющая интересы ОКБ им. Яковлева в странах Азии.
«Яки»
неприхотливы на земле и в небе
ОКБ Яковлева относится к одним из самых знаменитых
советских, а ныне российских авиашкол.
В прошлом году исполнилось 80 лет с
того времени, как Яковлев собрал свой первый самолет.
В годы Великой Отечественной войны самолеты
Як-3 и Як-7 позволили совершить
перелом в воздушном противостоянии, что сыграло важную роль
в достижении победы. Эти самолеты
были на вооружении легендарной дивизии «Нормандия-Неман».
ОКБ Яковлева воспитало немало талантливых
конструкторов. Некоторые из них позже создали свои школы,
например Олег Антонов. Самолеты ОКБ
Яковлева славятся прежде всего своей надежностью и
неприхотливостью. Широкое распространение в мире получили
учебно-тренировочные самолеты этой
авиакомпании, такие как Як-18Т и Як-52. В свое время эти самолеты занимали до 30% мирового рынка в своем классе.
Хорошо знакомы они и в Казахстане, где имеется опыт их эксплуатации и
технического обслуживания.
Успешно зарекомендовал себя и первый региональный
реактивный самолет Як-40. А модель
Як-42Д в прошлом году была признана по данным ФАИ (Международной федерации авиаиндустрии) самым безопасным самолетом
в мире.
В настоящее время ОКБ Яковлева активно работает над
созданием новых самолетов
как военных, так и гражданских. На прошедшем недавно в Подмосковье авиасалоне
«Макс-2005» был представлен новый учебно-боевой самолет
Як-130, который сочетает в себе элементы 4-го и 5-го поколений
и является лучшим самолетом в своем
классе. Есть у компании Яковлева современные разработки беспилотных летательных
аппаратов. Они могут использоваться
не только в военной сфере, но и для
мониторинга местности, в сфере МЧС.
В секторе гражданской авиации в настоящее время ведущие
российские школы объединили свои
усилия, чтобы составить достойную конкуренцию «Боингу» и «Эйрбас».
Вместе с ОКБ Сухого, Ильюшина и компанией «Боинг» ОКБ Яковлева участвует в амбициозном проекте RRJ (Russian Regional Jet) по
созданию нового регионального самолета.
Кроме этого ОКБ Яковлева вместе с ОКБ Ильюшина работает над созданием нового
магистрального самолета МС-21,
который должен превзойти аналогичные
модели «Боинга» и «Эйрбас» и стать прорывным
российским проектом в сфере гражданской авиации. Серийное внедрение МС-21планируется
начать в 2012 году.
Полетим на своих
Для Казахстана логичным началом освоения авиаотрасли является производство малых самолетов. Компания «ЯК АЛАКОН» планирует начать в
нашей республике производство новой модели Як-58. Этот шестиместный самолет является одной из последних разработок ОКБ
Яковлева. Его внешний вид заметно отличается от своих аналогов. По конструкции
это триплан – то есть у него П-образное хвостовое
оперение. Винт у самолета расположен сзади, что значительно улучшает обзор для
пилота и пассажиров и уменьшает степень вибрации и шума в салоне. Использование винта американской фирмы Hartzell с
повышенным коэффициентом тяги позволило
снизить расход топлива и увеличить мощность до 420 л.с. Это очень выносливая
и неприхотливая модель. Самолет
приспособлен к климатическим условиям Казахстана, способен работать в условиях
40-градусной жары и 40-градусного холода,
может летать при сильном боковом ветре – до 10 м/с. Высокая скороподъемность – до 5 м/с позволяет ему легко огибать горный рельеф, а усиленное
шасси дает возможность садится на грунт. Разбег самолета
составляет всего 300
метров.
Уже сейчас существует несколько
модификаций Як-58. Для варианта VIP,
который предназначен для бизнесменов, салон оборудуется мягкими креслами,
мониторами и дополнительными
средствами связи. Это позволяет ему
превратиться в комфортабельный летающий офис. Существует вариант медицинского
самолета, в котором предусмотрено
место для перевоза лежащего больного.
Этот самолет
может успешно использоваться в сфере
туризма. Отличный обзор и неприхотливость к влетно-посадочной
полосе может сделать доступными
уникальные объекты природы, которыми богат Казахстан, такие как озеро Алаколь, Поющий
бархан, Чарынский каньон.
В планах компании «ЯК АЛАКОН» открытие регионального
центра по подготовке пилотов. Компания сотрудничает с ведущими предприятиями в
области тренажоростроения в России, такими как «НПЦ Экспресс-АТ» ПКБМ (Пензенское конструкторское бюро
моделирования). В современных тренажерах существует возможность установки базы
данных по выбору заказчика. То есть летчики могут обучаться на тренажерах с
реальным ландшафтом той местности, где им предстоит летать. При этом моделируется
вид любого аэродрома и населенного пункта.
Производство малых самолетов
может стать для Казахстана первым шагом в большую
авиацию, ведь только имея крылья
можно сократить отставание от ведущих мировых держав и ворваться в первую
двадцатку развитых стран.
Олег БЕЛОВ
«Мир
Евразии», 2005