Три составляющие
боевика
Почему попытки
наших кинематографистов снять боевики чаще всего похожи на пародии? Ведь были
же в советское время такие фильмы как «Белое солнце пустыни», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Конец атамана». Может, не
хватает учета нашей ментальности в разработке сценариев? Мы попросили ответить
на этот вопрос Леона Костевича, автора книги в стиле психологический экшн «Вылитые»:
- Начнём с того, что и приведённые вами в
качестве примеров боевики, за исключением «Белого солнца пустыни», скажем так,
не идеальны, потому что это были СОВЕТСКИЕ боевики. Налёт идеологии мешает им
сравниваться с западными аналогами. Можно смело сказать, что именно боевики в
Советском Союзе ставить не умели – видимо потому, что жанр считался традиционно
западным, читай – капиталистическим. Что уж говорить о казахстанских
кинематографистах. Были в те годы у нас и примеры ко-продукции
с россиянами, но здесь картина вырисовывается тоже не больно-то позитивная.
Возьмём, например, «Тайны мадам Вонг». Этот продукт «Казахфильма» не спасли даже такие звёзды, как Александр
Абдулов и Ирина Мирошниченко. И хотя «Тайны мадам Вонг»
у нас подаются как классика отечественного кино, фильм вышел явно провальный.
Возникает вопрос, а нужно ли Казахстану вообще ставить свои боевики? Если
нужно, то режиссёров этому следует учить. И не в России, а в Голливуде, на
родине жанра.
К слову, если
говорить о современном положении дел на ниве боевика в России, то там дела в
этом направлении сейчас идут более-менее нормально. Конечно, хватает и
«пародий», но есть и вполне достойные примеры. Возьмите хоть последний фильм
Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем»-2. При всей спорности его внутреннего
наполнения с коммерческой точки зрения это крепкий боевик. Почему? Потому что в него вложено 20 миллионов долларов (это только в часть
«Предстояние». Столько же –
в следующую серию «Цитадель», которую нам ещё предстоит увидеть).
Конечно, помимо денег важны интеллектуальные ресурсы – мастерство режиссёра,
художественные достоинства сценария, но без достаточных финансов мы можем
рассчитывать только на арт-хаусное кино: ни о каком
боевике и речи идти не может.
Что
касается ментальности, то мне кажется, это отговорки тех, кто не может делать
хорошее кино. Мы ведь у себя в Казахстане смотрим с удовольствием и
американские боевики, и французские – и ментальность нам при этом не мешает.
Другими
словами, нужны просто три составляющие: умелый режиссёр, добротный сценарий и
нормальные деньги.
Олег БЕЛОВ
«Аргументы и факты
Казахстан», №23, 9.06.10