Егор Кончаловский: Мечтаю о 2000 серий
За что известный режиссёр «убил»
подполковника милиции
Одним из гостей
кинофестиваля «Звёзды Шакена-2009» стал российский режиссёр Егор Кончаловский.
Несмотря на то, что в Алматы кроме
фестивальной работы ему пришлось решать вопросы, связанные со своим новым
фильмом, он нашёл время пообщаться со студентами, а также ответить на вопросы
нашей газеты.
- Егор, многие специалисты говорят, что
Казахстан в недостаточной степени использует свой потенциал для осуществления
киносъёмок. Насколько наши виды интересны режиссёрам?
- В Казахстане действительно есть
удивительные места, причём очень широкого диапазона. Но, к сожалению, мало
иметь красивую натуру, для безболезненного осуществления съёмок очень важно
иметь развитые коммуникации. Ты можешь найти в
- Что за съёмки вы планируете проводить в
Казахстане?
- Пока ещё пишется сценарий. Это проект о
судьбе советского офицера, реально жившего здесь. Действие фильма проходит в
Алматы, военных училищах на территории Советского Союза и в Афганистане.
Сценарий пишется известными мастерами – Владимиром Моисеенко и Александром
Новотоцким, которые делали сценарий к фильму «Утомлённые солнцем-2» и «Двенадцать»
для Никиты Михалкова. Это сложная картина, и сейчас мне нужно решить много
вопросов в Казахстане. По жанру это военная драма, но она не только о войне, а
о судьбе человека начиная с его детства и почти до наших дней.
- Что вы хотели донести до студентов во
время недавнего мастер-класса в Академии искусств им. Жургенова?
- Я посвятил его производственным
отношениям. Сегодня всё чаще и чаще говорят о продюсерском кино. Продюсера
ставят на первое место, и режиссёр должен ему подчиняться. С этим можно
соглашаться и не соглашаться. Но поскольку я работаю всю жизнь именно в
коммерческом кино, где приходится считать деньги и где продюсер это важная
величина, я решил поделиться со студентами своим опытом. Рассказал им о
режиссёрских уловках. Можно быть замечательным режиссёром, но совершенно не
быть способным общаться с продюсером. И тогда кино не получится. А можно быть
никаким режиссёром, но уметь общаться с продюсером, и что-то ты снимешь. Другой
вопрос – что? Нужно уметь продавать то, что ты умеешь делать, при этом не
наступая на своё горло.
Продюсера можно обхитрить
- То есть вы способны находить компромиссы
с продюсером?
- Компромиссы в отношениях между режиссёром
и продюсером оказывают важнейшее влияние на кинофильм. Мне кажется, что они
являются движущей силой в кинопроцессе. Для режиссёра это иногда способность
по-хорошему обмануть продюсера. Например, однажды продюсер сказал мне, что я
снял хорошую сцену, но её надо сократить. Я пытался протестовать, но
безуспешно. Позже я сказал ему как он был прав, когда хотел сократить сцену, и
показал получившийся материал. Он посмотрел и остался доволен. И даже не
заметил, что я показал ту же самую сцену без всяких сокращений. Но в целом
очень часто у молодых кинематографистов бывает большое желание настоять на
своём. Они уверены, что продюсер не прав. Очень легко сказать: «Это будет или
так, или никак». В результате нередко это получается никак. И часто это не то,
что ты хотел. Очень важно найти в себе ресурс для поиска общей точки зрения,
установить предел, за которым уже следует «никак». Ведь у продюсера есть
причины работать именно с вами. И у него есть повод высказывать своё мнение.
Например, есть простая причина, по которой идеальный хронометраж картины
сегодня – 1 час 40 минут. Потому что в этом случае в день можно показать 7
сеансов одной копии. А если фильм длиннее, то сеансов будет уже 6. Поэтому
прокатчики и продюсеры просят уложиться в 1 час 40 минут. Конечно, не надо
выполнять все просьбы продюсера. В своё время Никита Михалков отказался
сокращать фильм «Сибирский цирюльник», который хотели взять в широкий
американский прокат. Просто продюсеры видели, что многие вопросы фильма крайне
далеки от американского зрителя. Прокатчикам проще заполнить кинотеатры
кассовыми фильмами типа «Адреналин-3». Но у Михалкова была своя позиция,
поэтому фильм появился в ограниченном прокате. Очень важно, чтобы продюсер был
человеком сильным, незаурядным, который бы шёл с тобой плечом к плечу. Чтобы он
был со своей позицией, а не удобным человеком, с которым можно делать что
хочешь. Персоналии – это очень важно. Кинофильм – это сумма слагаемых персон от
режиссера до ассистента осветителя, чьи таланты в совокупности толкают общее
ощущение от картины вперёд. И продюсер - это первая величина. Он должен
понимать то, что он делает, и то, что делают все остальные.
- Насколько современное телевидение влияет
на кино?
- Сейчас сложилась такая ситуация, что если
фильм поддерживает один из центральных телеканалов, то у него появляется
значительное преимущество перед другими фильмами. Это подтверждает пример
«Ночного дозора», «Адмирала». Независимому проекту очень трудно с ними
соревноваться. Телеканал даёт такой невероятный маркетинговый ресурс, который
подавляет всех конкурентов. И возможно, здесь даже есть о чём подумать антимонопольному
комитету. Но лучше быть с каналом, чем просто с кино. И кроме этого телевидение
ввело такое понятие, как медийные артисты, которое оказало очень плохую услугу
многим большим актёрам. Появились лица прекрасных актёров, на которые уже тошно
смотреть. И это не может не оказывать своего влияния на то, как они играют.
Когда актёр снимается одновременно в четырёх фильмах, он не может погрузиться
ни в один образ в достаточной степени. У меня был артист, который одновременно
в трёх фильмах играл подполковника милиции. Ему даже не приходилось менять
костюм. В своём фильме я его жестоко «убил» за это, но в двух других он выжил.
Я считаю, что в ближайшее время телевидение и интернет сольются в единое
медийное пространство. Вообще телевидение – это крайне интересная штука. И меня
очень интересует этот формат. Я бы очень хотел запустить какой-нибудь проект в
2000 серий, но не в качестве режиссёра, а как исполнительный продюсер.
- Россия готовится к Олимпиаде, а Казахстан
– к Азиатским играм. Можно ли предположить, что у нас появятся сильные фильмы о
спорте?
- Любая тема в талантливых руках может
найти достойное отражение. Меня приглашали принять участие в работе фестиваля
спортивных фильмов Москве. Тема эта не такая простая, но есть интересные
картины - и художественные, и документальные. На мой взгляд, очень интересный
сценарий был написан Моисеенко и Новотоцким к фильму «17» о Валерии Харламове.
Такие большие события, как Олимпиада или Азиада, являются дополнительным
катализатором кинопроцесса. Нередко они обращаются к темам, которые мы
подзабыли, - патриотизм, подрастающее поколение. Шаги в осмыслении этих тем
делаются и в Казахстане, и в России. И здесь очень важным игроком является
государство, которое должно поддерживать такие проекты. Есть темы, которые частные
продюсеры затрагивать не решаются. Например, очень мало детского кино. И это
только потому, что аудитория у детских фильмов заметно уже. Или взять классику.
Всё, что снималось в последнее время - «Идиот», «Мастер и Маргарита», - всё это
были телевизионные проекты. Кинопродюсеры боятся рисковать, но если они
почувствуют поддержку государства, то грандиозные спортивные события могут быть
встречены значимыми кинопроектами.
Олег
БЕЛОВ
Фото
Игоря ЛОГВИНА
«Аргументы и факты Казахстан», 27 мая