Егор Кончаловский: Мечтаю о 2000 серий

За что известный режиссёр «убил» подполковника милиции

 

Одним из гостей кинофестиваля «Звёзды Шакена-2009» стал российский режиссёр Егор Кончаловский.

Несмотря на то, что в Алматы кроме фестивальной работы ему пришлось решать вопросы, связанные со своим новым фильмом, он нашёл время пообщаться со студентами, а также ответить на вопросы нашей газеты.    

 

 

- Егор, многие специалисты говорят, что Казахстан в недостаточной степени использует свой потенциал для осуществления киносъёмок. Насколько наши виды интересны режиссёрам?

- В Казахстане действительно есть удивительные места, причём очень широкого диапазона. Но, к сожалению, мало иметь красивую натуру, для безболезненного осуществления съёмок очень важно иметь развитые коммуникации. Ты можешь найти в 2000 километров от Алматы фантастический уголок природы, но когда тебе нужно ехать туда на два месяца, ты серьёзно задумаешься. Эта проблема, конечно, существует не только в Казахстане. Это сложность любых натурных съёмок. Но если говорить об Алматы, то только вокруг этого города в радиусе 150 км уже можно найти совершенно невероятную по своему разнообразию натуру. И это очень удобно. В целом Казахстан прекрасен, это огромное пространство с очень разными ландшафтами. Но если ты снимаешь на значительном удалении от Алматы, то могут возникнуть сложности.

- Что за съёмки вы планируете проводить в Казахстане?

- Пока ещё пишется сценарий. Это проект о судьбе советского офицера, реально жившего здесь. Действие фильма проходит в Алматы, военных училищах на территории Советского Союза и в Афганистане. Сценарий пишется известными мастерами – Владимиром Моисеенко и Александром Новотоцким, которые делали сценарий к фильму «Утомлённые солнцем-2» и «Двенадцать» для Никиты Михалкова. Это сложная картина, и сейчас мне нужно решить много вопросов в Казахстане. По жанру это военная драма, но она не только о войне, а о судьбе человека начиная с его детства и почти до наших дней.

- Что вы хотели донести до студентов во время недавнего мастер-класса в Академии искусств им. Жургенова?

- Я посвятил его производственным отношениям. Сегодня всё чаще и чаще говорят о продюсерском кино. Продюсера ставят на первое место, и режиссёр должен ему подчиняться. С этим можно соглашаться и не соглашаться. Но поскольку я работаю всю жизнь именно в коммерческом кино, где приходится считать деньги и где продюсер это важная величина, я решил поделиться со студентами своим опытом. Рассказал им о режиссёрских уловках. Можно быть замечательным режиссёром, но совершенно не быть способным общаться с продюсером. И тогда кино не получится. А можно быть никаким режиссёром, но уметь общаться с продюсером, и что-то ты снимешь. Другой вопрос – что? Нужно уметь продавать то, что ты умеешь делать, при этом не наступая на своё горло.

Продюсера можно обхитрить

- То есть вы способны находить компромиссы с продюсером?

- Компромиссы в отношениях между режиссёром и продюсером оказывают важнейшее влияние на кинофильм. Мне кажется, что они являются движущей силой в кинопроцессе. Для режиссёра это иногда способность по-хорошему обмануть продюсера. Например, однажды продюсер сказал мне, что я снял хорошую сцену, но её надо сократить. Я пытался протестовать, но безуспешно. Позже я сказал ему как он был прав, когда хотел сократить сцену, и показал получившийся материал. Он посмотрел и остался доволен. И даже не заметил, что я показал ту же самую сцену без всяких сокращений. Но в целом очень часто у молодых кинематографистов бывает большое желание настоять на своём. Они уверены, что продюсер не прав. Очень легко сказать: «Это будет или так, или никак». В результате нередко это получается никак. И часто это не то, что ты хотел. Очень важно найти в себе ресурс для поиска общей точки зрения, установить предел, за которым уже следует «никак». Ведь у продюсера есть причины работать именно с вами. И у него есть повод высказывать своё мнение. Например, есть простая причина, по которой идеальный хронометраж картины сегодня – 1 час 40 минут. Потому что в этом случае в день можно показать 7 сеансов одной копии. А если фильм длиннее, то сеансов будет уже 6. Поэтому прокатчики и продюсеры просят уложиться в 1 час 40 минут. Конечно, не надо выполнять все просьбы продюсера. В своё время Никита Михалков отказался сокращать фильм «Сибирский цирюльник», который хотели взять в широкий американский прокат. Просто продюсеры видели, что многие вопросы фильма крайне далеки от американского зрителя. Прокатчикам проще заполнить кинотеатры кассовыми фильмами типа «Адреналин-3». Но у Михалкова была своя позиция, поэтому фильм появился в ограниченном прокате. Очень важно, чтобы продюсер был человеком сильным, незаурядным, который бы шёл с тобой плечом к плечу. Чтобы он был со своей позицией, а не удобным человеком, с которым можно делать что хочешь. Персоналии – это очень важно. Кинофильм – это сумма слагаемых персон от режиссера до ассистента осветителя, чьи таланты в совокупности толкают общее ощущение от картины вперёд. И продюсер - это первая величина. Он должен понимать то, что он делает, и то, что делают все остальные.   

- Насколько современное телевидение влияет на кино?

- Сейчас сложилась такая ситуация, что если фильм поддерживает один из центральных телеканалов, то у него появляется значительное преимущество перед другими фильмами. Это подтверждает пример «Ночного дозора», «Адмирала». Независимому проекту очень трудно с ними соревноваться. Телеканал даёт такой невероятный маркетинговый ресурс, который подавляет всех конкурентов. И возможно, здесь даже есть о чём подумать антимонопольному комитету. Но лучше быть с каналом, чем просто с кино. И кроме этого телевидение ввело такое понятие, как медийные артисты, которое оказало очень плохую услугу многим большим актёрам. Появились лица прекрасных актёров, на которые уже тошно смотреть. И это не может не оказывать своего влияния на то, как они играют. Когда актёр снимается одновременно в четырёх фильмах, он не может погрузиться ни в один образ в достаточной степени. У меня был артист, который одновременно в трёх фильмах играл подполковника милиции. Ему даже не приходилось менять костюм. В своём фильме я его жестоко «убил» за это, но в двух других он выжил. Я считаю, что в ближайшее время телевидение и интернет сольются в единое медийное пространство. Вообще телевидение – это крайне интересная штука. И меня очень интересует этот формат. Я бы очень хотел запустить какой-нибудь проект в 2000 серий, но не в качестве режиссёра, а как исполнительный продюсер.

- Россия готовится к Олимпиаде, а Казахстан – к Азиатским играм. Можно ли предположить, что у нас появятся сильные фильмы о спорте?

- Любая тема в талантливых руках может найти достойное отражение. Меня приглашали принять участие в работе фестиваля спортивных фильмов Москве. Тема эта не такая простая, но есть интересные картины - и художественные, и документальные. На мой взгляд, очень интересный сценарий был написан Моисеенко и Новотоцким к фильму «17» о Валерии Харламове. Такие большие события, как Олимпиада или Азиада, являются дополнительным катализатором кинопроцесса. Нередко они обращаются к темам, которые мы подзабыли, - патриотизм, подрастающее поколение. Шаги в осмыслении этих тем делаются и в Казахстане, и в России. И здесь очень важным игроком является государство, которое должно поддерживать такие проекты. Есть темы, которые частные продюсеры затрагивать не решаются. Например, очень мало детского кино. И это только потому, что аудитория у детских фильмов заметно уже. Или взять классику. Всё, что снималось в последнее время - «Идиот», «Мастер и Маргарита», - всё это были телевизионные проекты. Кинопродюсеры боятся рисковать, но если они почувствуют поддержку государства, то грандиозные спортивные события могут быть встречены значимыми кинопроектами.   

Олег БЕЛОВ

Фото Игоря ЛОГВИНА

«Аргументы и факты Казахстан», 27 мая 2009 г.

 

 



Hosted by uCoz