Легко ли быть кинопродюсером?
Кино
– не только самое важное, но и самое дорогое из всех видов искусств. Поэтому продюсированием кинопроектов
занимаются прагматичные и одновременно творческие люди, которые умеют
просчитывать ситуацию и разумно рисковать. Однако ценой этого риска становятся
огромные бюджеты, поэтому успешное кинопродюсирование
– удел избранных. К их числу относится американский продюсер Стивен Чарльз Джеффи, который с недавнего времени является Почетным
Консулом Республики Казахстан в Лос-Анджелесе.
Досье:
Стивен Чарльз Джеффи –
известный голливудский продюсер. Среди фильмов, над которыми он работал –
«К-19», Star Trek, «Призрак» (этот фильм был удостоен двух Оскаров).
После знакомства с актрисой и продюсером Гаухар Нуртас и последовавшего за этим приезда в Казахстан Стивен
проникся интересом к казахстанской культуре. В конце 2008 Стивен присоединился
к компании Helix Films, став бизнес-партнером Гаухар Нуртас и Кевина Фу. В 2009 году он демонстрировал
в Алматы свой фильм «Призрак», а также провёл
запоминающийся мастер-класс в Академии искусств им. Жургенова,
посвященный роли продюсера в создании успешного кинопроекта. В 2010 году он стал Почетным Консулом РК в Лос-Анджелесе. В 2011 году вместе с Посольством РК в США
(Вашингтон) и Гаухар Нуртас
он стал одним из организаторов первого фестиваля казахских фильмов в Голливуде «Казахстан: калейдоскоп картин».
- Стивен, одобряете ли вы как продюсер,
когда режиссёр и сценарист выступают в одном лице?
-
Традиционно в Голливуде развита специализация. Сценарист занимается своей
работой, режиссёр – своей. Даже написанием диалогов занимается отдельный
человек. Я сам вырос в семье литераторов, и поэтому
требовательное и внимательное отношение в сценарию у меня в крови. Очень
важно, чтобы сценарий был продуман очень основательно. От этого зависит
скорость реализации проекта, а значит и затраты на него. Однако в последнее
время нередко сценарист и режиссёр представлены одним
лицом. Я заметил, что это нередко встречается и в Казахстане. Я не вижу в этом
ничего плохого и считаю, что это происходит из-за желания кинематографистов
точнее донести до зрителя свой замысел. Если у человека достаточно таланта и в
режиссуре, и в создании сценария, то нередко фильм от такого совмещения
выигрывает. К тому же в этом случае не возникает почвы для вечных споров между
сценаристом и режиссером.
- Получаете ли вы как продюсер от
такого совмещения выгоду, ведь исчезает ставка одного человека?
-
В этом случае человек, совмещающий работу над сценарием и режиссуру, получает
двойную ставку. Но я получаю от такого совмещения выгоду, потому что я
выигрываю время – меньше споров, меньше переговоров, а время в кино стоит очень
дорого.
- Приходилось ли вам совмещать какие-то
должности в работе над фильмом?
-
Когда мы делали «Призрак», я был не только продюсером, но и режиссером второй
съемочной группы. Признаюсь, это не было легко, и я бы предпочел быть просто
продюсером. Но проект оказался непростым, и мне пришлось пойти на это.
- Есть ли у вас как продюсера рецепт
успешного фильма?
-
Рецепта как такового нет. Но у меня выработалось ощущение, что для успешного
проекта нужны талантливый замысел, тщательная
предварительная подготовка, взаимодействующая команда из лучших специалистов и
удача. В этом смысле показательна история создания «Призрака».
Идея
картины принадлежит продюсеру Лизе Уайнстайн. Она
хотела продать его киностудии «Парамаунт Пикчерс» до того, как идея превратится в сценарий. Но
киностудия ответила ей отказом – там посчитали, что появление призрака среди
живых людей отпугнет публику. Тогда Лиза обратилась к сценаристу Брюсу Рубину и
около пяти лет вместе с ним работала над сценарием.
Когда
она предложила киностудии готовый сценарий, те сочли, что она слишком неопытна
как продюсер и посоветовали ей познакомиться со мной. Лиза добилась того, чтобы
я вместе с ней стал продюсировать «Призрак». У меня
было предчувствие, что фильм получится коммерчески успешным, хотя изначально
для этого не было явных оснований. Более того, проблем вначале было столько,
что проект был на грани закрытия.
В
этом фильме происходило смешение жанров - это была и мелодрама, и триллер, и
детектив, и комедия, и экшн. Для Голливуда в то время
это было непривычно, и студия начала сомневаться. Мы не могли найти режиссера и
актеров. Кстати, многие звезды отказались в тот момент работать в фильме и
потом кусали себе локти. Но нам было не до шуток. И вот однажды нам позвонили с
киностудии, и сказали, то нашли смельчака, который согласился стать режиссером
фильма – это был комедиограф Джерри Цукер. У меня
чуть не произошел инфаркт, Цукер – талантливый
режиссер, но в жанр комедии. Однако ситуация была такой, то либо мы работаем с Цукером, либо закрываем проект. Мы решили рискнуть. И когда
мы познакомились с Цукером, нас ждал приятный сюрприз
- он впечатлил нас тем, что уже успел основательно внедриться в материал
фильма.
Я
постарался окружить Цукера лучшими специалистами, и прежде всего познакомил его с оператором Адамом
Гринбергом, который работал с Джеймсом Кэмероном в
«Терминаторе». Цукер охотно согласился взять его на
работу, но «Парамаунт Пикчерс»
была против – у студии не
было опыта работы с Адамом. Но я настоял, и именно Гринберг был утвержден
оператором «Призрака». Похожая история происходила с каждым специалистом, и
здесь мне как продюсеру пришлось проявлять жесткость, отстаивая нужных людей.
Важным
приобретением стал прекрасный монтажер Уолтер Мерч, который в основном работал с Фрэнсисом
Копполой. Когда он согласился, прочитав сценарий, я
был безумно рад. Однако студия считала Уолтера
медлительным, и мне пришлось приложить значительные усилия, чтобы убедить «Парамаунт» в необходимости работы с ним. Признаюсь, в
переговорах мне приходилось демонстрировать не дюжее красноречие, чтобы
аргументировано отстоять кандидатов.
Осталось
подобрать актеров. Многие звезды ответили отказом, но все-таки нам удалось
собрать идеальную команду - Деми Мур,
Патрик Суэйзи, и конечно же Вупи Голдберг – если бы не она,
«Призрак» не стал бы таким успешным. Эта потрясающая актриса получила «Оскар» и
«Золотой глобус» за лучшую роль второго плана в «Призраке». Её участие стало
той самой удачей, без которой не создаются великие фильмы.
Казахстанский
фестиваль с голливудским размахом
Талант
продюсера важен в реализации не только фильмов, но и кинофестивалей. Более года
Гаухар Нуртас и Стивен
Чарльз Джеффи готовили вместе с Чрезвычайным Послом
РК в США Ерланом Идрисовым проект фестиваля
«Казахстан: калейдоскоп картин» в Голливуде. Благодаря их усилиям американцы в
июне 2011 года смогли увидеть картины, представляющие и историю, и
современность казахстанского кинематографа.
Фестиваль открыло впечатляющее выступление ансамбля
«Туран», который с помощью древних инструментов,
костюмов и тенгрианских плясок сумел передать дух
Великой степи. Для показа в престижном
музее Хаммера, в театре Билли Уилдера было отобрано девять картин. Это «Земля отцов» Шакена Айманова, фильм Ермека Турсунова
«Келин», вошедший в 2010-м в шорт-лист
«Оскара», две работы Гуки Омаровой – «Шиза» и
«Баксы», «Рекетир» Ахана Сатаева, «Подарок Сталину» Рустема
Абдрашова, «Кочевник» Сергея Бодрова,
Ивана Пассера и Талгата Теменова, «Месть» Ермека Шинарбаева и «Тюльпан» Сергея Дворцевого,
получивший приз «Особый взгляд» на Венецианском фестивале.
Этот
проект стал настоящим
культурным прорывом Казахстана в мировой столице кино и образцом смелого
продюсерского решения. Идея этого фестиваля принадлежит Гаухар
Нуртас, которая вот уже восемь лет работает в
Голливуде.
- Гаухар, вы занимались прежде продюссированием
кинофильмов. Насколько сложно продюссировать
кинофестиваль?
-
Это мой первый опыт разработки и проведения кинофестиваля. Хочу сказать, что я многому
научилась во время его подготовки. Выбор концепции был, пожалуй, несложной задачей.
Так как мы в этом смысле первопроходцы, нам не приходилось ограничевать
свою фантазию. Выбор партнера в плане места показа картин был посложнее. Мы обошли массу разных организаций, кинотеатров,
пока не нашли Кинотелеархив Калифорнийского
Университета в Лос-Анджелесе. Это был почти
безупречный союз. Они постоянно работают с кинотеатром Билли Уилдера в музее Хаммера, и
устраивают показы зарубежных картин. К нашей идее они отнеслись с воссторгом. Было очень нелегко найти спонсоров помимо нашей
компании Helix Films. Мы благодарны за
помощь казахстанскому посольству в США (Вашингтон) и лично послу Ерлану Идрисову, и нашим друзьям за их поддержку. Мелочи
отнимали огромное количество времени и жутко утомляли. Не знаю, как бы я справилась
без моей подруги и сотрудника моей компании Зарины Мамыркуловой,
которая оперативно решала массу вопросов, начиная от аренды скатертей и покупки
цветов для фуршета и заканчивая приглашением гостей.
- Проводили ли вы исследования перед
тем, как реализовать этот проект?
-
Особых маркетинговых исследований мы не проводили. Опираясь на опыт своего
общения с американцами, я понимала, что такой кинофестиваль востребован. Я
всегда мечтала показать Голливуду богатство казахской культуры, дать им возможность
познакомиться с нашими авторами, послушать нашу музыку, познакомить с
традициями. Так возникла идея этого фестиваля, и поэтому мы пригласили на
кинофестиваль талантливых музыкантов из ансамбля «Туран».
То, что возникнет интерес к фестивалю, мне казалось естественным, ведь в
Калифорнии удивительное смешение национальностей, в том числе и в киноэлите.
- Является ли фестиваль «Казахстан:
калейдоскоп картин» разовым проектом или у него есть потенциал для продолжения?
-
Мы обязательно продолжим этот проект. Концепция первого фестиваля была в том,
чтобы показать калейдоскоп казахстанских кинокартин от классики до
современности. Очень порадовало, что американского зрителя заинтересовали не
только новые фильмы, но и казахстанская классика – картины Ермека
Шинарбаева «Месть» и Шакена
Айманова «Земля отцов». Показы этих фильмов прошли
при полных залах, и люди были в полном восторге. Мы уже начали разработку
концепции следующего фестиваля. Конечно, его проведение во многом будет зависеть
от активности спонсоров. Я уверена, что этот проект интересен не только нашему государству,
но и казахстанским бизнесменам, для которых престиж страны – не пустой звук. Обычно
первый фестиваль является самым сложным. Надеюсь, что приобретенный опыт
позволит нам сделать успешное продолжение. Как продюсер я осознаю, что для
того, чтобы добиться заметного успеха, нужно не бояться играть по-крупному.
Олег БЕЛОВ
Журнал
«Мой бизнес Казахстан», №5-6, 2011
Подписи
к фото:
1) Анжела Бассет, Билл Пакстон, Катрин Бигелоу, Стивен Чарльз Джeффи и Лори Петти
2) Марк Дакаскас,
Гаухар Нуртас и Еркен Ялгашев на открытии
фестиваля «Казахстан: калейдоскоп картин»