Легко ли быть кинопродюсером?

 

Кино – не только самое важное, но и самое дорогое из всех видов искусств. Поэтому продюсированием кинопроектов занимаются прагматичные и одновременно творческие люди, которые умеют просчитывать ситуацию и разумно рисковать. Однако ценой этого риска становятся огромные бюджеты, поэтому успешное кинопродюсирование – удел избранных. К их числу относится американский продюсер Стивен Чарльз Джеффи, который с недавнего времени является Почетным Консулом Республики Казахстан в Лос-Анджелесе.

 

Досье:

Стивен Чарльз Джеффи – известный голливудский продюсер. Среди фильмов, над которыми он работал – «К-19», Star Trek, «Призрак» (этот фильм был удостоен двух Оскаров). После знакомства с актрисой и продюсером Гаухар Нуртас и последовавшего за этим приезда в Казахстан Стивен проникся интересом к казахстанской культуре. В конце 2008 Стивен присоединился к компании Helix Films, став бизнес-партнером Гаухар Нуртас и Кевина Фу. В 2009 году он демонстрировал в Алматы свой фильм «Призрак», а также провёл запоминающийся мастер-класс в Академии искусств им. Жургенова, посвященный роли продюсера в создании успешного кинопроекта. В 2010 году он стал Почетным Консулом РК в Лос-Анджелесе. В 2011 году вместе с Посольством РК в США (Вашингтон) и Гаухар Нуртас он стал одним из организаторов первого фестиваля казахских фильмов в Голливуде «Казахстан: калейдоскоп картин».

 

- Стивен, одобряете ли вы как продюсер, когда режиссёр и сценарист выступают в одном лице?

- Традиционно в Голливуде развита специализация. Сценарист занимается своей работой, режиссёр – своей. Даже написанием диалогов занимается отдельный человек. Я сам вырос в семье литераторов, и поэтому требовательное и внимательное отношение в сценарию у меня в крови. Очень важно, чтобы сценарий был продуман очень основательно. От этого зависит скорость реализации проекта, а значит и затраты на него. Однако в последнее время нередко сценарист и режиссёр представлены одним лицом. Я заметил, что это нередко встречается и в Казахстане. Я не вижу в этом ничего плохого и считаю, что это происходит из-за желания кинематографистов точнее донести до зрителя свой замысел. Если у человека достаточно таланта и в режиссуре, и в создании сценария, то нередко фильм от такого совмещения выигрывает. К тому же в этом случае не возникает почвы для вечных споров между сценаристом и режиссером.

- Получаете ли вы как продюсер от такого совмещения выгоду, ведь исчезает ставка одного человека?   

- В этом случае человек, совмещающий работу над сценарием и режиссуру, получает двойную ставку. Но я получаю от такого совмещения выгоду, потому что я выигрываю время – меньше споров, меньше переговоров, а время в кино стоит очень дорого.

- Приходилось ли вам совмещать какие-то должности в работе над фильмом?

- Когда мы делали «Призрак», я был не только продюсером, но и режиссером второй съемочной группы. Признаюсь, это не было легко, и я бы предпочел быть просто продюсером. Но проект оказался непростым, и мне пришлось пойти на это.

- Есть ли у вас как продюсера рецепт успешного фильма?

- Рецепта как такового нет. Но у меня выработалось ощущение, что для успешного проекта нужны талантливый замысел, тщательная предварительная подготовка, взаимодействующая команда из лучших специалистов и удача. В этом смысле показательна история создания «Призрака».

Идея картины принадлежит продюсеру Лизе Уайнстайн. Она хотела продать его киностудии «Парамаунт Пикчерс» до того, как идея превратится в сценарий. Но киностудия ответила ей отказом – там посчитали, что появление призрака среди живых людей отпугнет публику. Тогда Лиза обратилась к сценаристу Брюсу Рубину и около пяти лет вместе с ним работала над сценарием.

Когда она предложила киностудии готовый сценарий, те сочли, что она слишком неопытна как продюсер и посоветовали ей познакомиться со мной. Лиза добилась того, чтобы я вместе с ней стал продюсировать «Призрак». У меня было предчувствие, что фильм получится коммерчески успешным, хотя изначально для этого не было явных оснований. Более того, проблем вначале было столько, что проект был на грани закрытия.

В этом фильме происходило смешение жанров - это была и мелодрама, и триллер, и детектив, и комедия, и экшн. Для Голливуда в то время это было непривычно, и студия начала сомневаться. Мы не могли найти режиссера и актеров. Кстати, многие звезды отказались в тот момент работать в фильме и потом кусали себе локти. Но нам было не до шуток. И вот однажды нам позвонили с киностудии, и сказали, то нашли смельчака, который согласился стать режиссером фильма – это был комедиограф Джерри Цукер. У меня чуть не произошел инфаркт, Цукер – талантливый режиссер, но в жанр комедии. Однако ситуация была такой, то либо мы работаем с Цукером, либо закрываем проект. Мы решили рискнуть. И когда мы познакомились с Цукером, нас ждал приятный сюрприз - он впечатлил нас тем, что уже успел основательно внедриться в материал фильма.

Я постарался окружить Цукера лучшими специалистами, и прежде всего познакомил его с оператором Адамом Гринбергом, который работал с Джеймсом Кэмероном в «Терминаторе». Цукер охотно согласился взять его на работу, но «Парамаунт Пикчерс» была противу студии не было опыта работы с Адамом. Но я настоял, и именно Гринберг был утвержден оператором «Призрака». Похожая история происходила с каждым специалистом, и здесь мне как продюсеру пришлось проявлять жесткость, отстаивая нужных людей.

Важным приобретением стал прекрасный монтажер Уолтер Мерч, который в основном работал с Фрэнсисом Копполой. Когда он согласился, прочитав сценарий, я был безумно рад. Однако студия считала Уолтера медлительным, и мне пришлось приложить значительные усилия, чтобы убедить «Парамаунт» в необходимости работы с ним. Признаюсь, в переговорах мне приходилось демонстрировать не дюжее красноречие, чтобы аргументировано отстоять кандидатов.

Осталось подобрать актеров. Многие звезды ответили отказом, но все-таки нам удалось собрать идеальную команду - Деми Мур, Патрик Суэйзи, и конечно же Вупи Голдберг – если бы не она, «Призрак» не стал бы таким успешным. Эта потрясающая актриса получила «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана в «Призраке». Её участие стало той самой удачей, без которой не создаются великие фильмы.

 

Казахстанский фестиваль с голливудским размахом

 

Талант продюсера важен в реализации не только фильмов, но и кинофестивалей. Более года Гаухар Нуртас и Стивен Чарльз Джеффи готовили вместе с Чрезвычайным Послом РК в США Ерланом Идрисовым проект фестиваля «Казахстан: калейдоскоп картин» в Голливуде. Благодаря их усилиям американцы в июне 2011 года смогли увидеть картины, представляющие и историю, и современность казахстанского кинематографа.

Фестиваль открыло впечатляющее выступление ансамбля «Туран», который с помощью древних инструментов, костюмов и тенгрианских плясок сумел передать дух Великой степи. Для показа в престижном музее Хаммера, в театре Билли Уилдера было отобрано девять картин. Это «Земля отцов» Шакена Айманова, фильм Ермека Турсунова «Келин», вошедший в 2010-м в шорт-лист «Оскара», две работы Гуки Омаровой – «Шиза» и «Баксы», «Рекетир» Ахана Сатаева, «Подарок Сталину» Рустема Абдрашова, «Кочевник» Сергея Бодрова, Ивана Пассера и Талгата Теменова, «Месть» Ермека Шинарбаева и «Тюльпан» Сергея Дворцевого, получивший приз «Особый взгляд» на Венецианском фестивале.

Этот проект стал настоящим культурным прорывом Казахстана в мировой столице кино и образцом смелого продюсерского решения. Идея этого фестиваля принадлежит Гаухар Нуртас, которая вот уже восемь лет работает в Голливуде.
- Гаухар, вы занимались прежде продюссированием кинофильмов. Насколько сложно продюссировать кинофестиваль? 

- Это мой первый опыт разработки и проведения кинофестиваля. Хочу сказать, что я многому научилась во время его подготовки. Выбор концепции был, пожалуй, несложной задачей. Так как мы в этом смысле первопроходцы, нам не приходилось ограничевать свою фантазию. Выбор партнера в плане места показа картин был посложнее. Мы обошли массу разных организаций, кинотеатров, пока не нашли Кинотелеархив Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе. Это был почти безупречный союз. Они постоянно работают с кинотеатром Билли Уилдера в музее Хаммера, и устраивают показы зарубежных картин. К нашей идее они отнеслись с воссторгом. Было очень нелегко найти спонсоров помимо нашей компании Helix Films. Мы благодарны за помощь казахстанскому посольству в США (Вашингтон) и лично послу Ерлану Идрисову, и нашим друзьям за их поддержку. Мелочи отнимали огромное количество времени и жутко утомляли. Не знаю, как бы я справилась без моей подруги и сотрудника моей компании Зарины Мамыркуловой, которая оперативно решала массу вопросов, начиная от аренды скатертей и покупки цветов для фуршета и заканчивая приглашением гостей.

- Проводили ли вы исследования перед тем, как реализовать этот проект?

- Особых маркетинговых исследований мы не проводили. Опираясь на опыт своего общения с американцами, я понимала, что такой кинофестиваль востребован. Я всегда мечтала показать Голливуду богатство казахской культуры, дать им возможность познакомиться с нашими авторами, послушать нашу музыку, познакомить с традициями. Так возникла идея этого фестиваля, и поэтому мы пригласили на кинофестиваль талантливых музыкантов из ансамбля «Туран». То, что возникнет интерес к фестивалю, мне казалось естественным, ведь в Калифорнии удивительное смешение национальностей, в том числе и в киноэлите.

- Является ли фестиваль «Казахстан: калейдоскоп картин» разовым проектом или у него есть потенциал для продолжения?

- Мы обязательно продолжим этот проект. Концепция первого фестиваля была в том, чтобы показать калейдоскоп казахстанских кинокартин от классики до современности. Очень порадовало, что американского зрителя заинтересовали не только новые фильмы, но и казахстанская классика – картины Ермека Шинарбаева «Месть» и Шакена Айманова «Земля отцов». Показы этих фильмов прошли при полных залах, и люди были в полном восторге. Мы уже начали разработку концепции следующего фестиваля. Конечно, его проведение во многом будет зависеть от активности спонсоров. Я уверена, что этот проект интересен не только нашему государству, но и казахстанским бизнесменам, для которых престиж страны – не пустой звук. Обычно первый фестиваль является самым сложным. Надеюсь, что приобретенный опыт позволит нам сделать успешное продолжение. Как продюсер я осознаю, что для того, чтобы добиться заметного успеха, нужно не бояться играть по-крупному.

 

Олег БЕЛОВ

Журнал «Мой бизнес Казахстан», №5-6, 2011

 

Подписи к фото:

 

1) Анжела Бассет, Билл Пакстон, Катрин Бигелоу, Стивен Чарльз Джeффи и Лори Петти

 

2) Марк Дакаскас, Гаухар Нуртас и Еркен Ялгашев на открытии фестиваля «Казахстан: калейдоскоп картин»

 

 



Hosted by uCoz