Революция в Голливуде
Один из создателей фильма «К-19» приедет в Казахстан
Наши люди в
Голливуде продолжают не только самоутверждаться, но и
продвигают казахстанскую тему. Одним из них является казахстанская актриса и
продюсер Гаухар Нуртас,
которая уже 5 лет работает на мировой фабрике грёз. В марте этого года она
приезжает в Казахстан вместе с
известным
продюсером Стивеном Чарльзом Джеффи. В их планах -
показ фильма «Призрак» 18 марта, проведение мастер-класса, а также знакомство с казахстанскими
кинематографистами. Мы решили связаться со Стивеном и Гаухар
накануне их приезда.
Не теряя корни
- ГАУХАР, над какими фильмамивы
сейчасработаете?
- В данный
момент мы на подготовительной стадии фильма «do vstrechi» и проводим кастинг. Это картина в
жанре триллер, режиссёром будет мой партнёр Стивен Чарльз Джеффи.
Мы также в процессе подготовки ещё нескольких проектов в других жанрах.
- Развиваете
ли вы казахстанскую тематику?
- Многие из
фильмов, над которыми мы работаем, так или иначе связаны с Казахстаном, мы
даже намерены проводить съёмки в нашей стране.
- В 90-е
годы Казахстану не хватало уверенности в своих кадрах. В «Кочевнике» главные
роли отдали американским актёрам, впрочем, как и в плане застройки Астаны
отдали преимущество иностранным архитекторам. На ваш взгляд, сейчас удалось
преодолеть эту неуверенность в своих силах?
- Думаю, что
удалось. Вот несколько недавних примеров: фильмы «Тюльпан», «Народный танцор (Shaman)». В ближайшее время появятся и другие
картины, посвященные различным аспектам казахской культуры, истории, а также
современным
социальным проблемам. Я уверена, что внутреннее богатство, которое несут в
себе казахстанские создатели кино, будет находить всё большее международное
признание. Очевидно, что должно пройти определённое время, прежде чем
сформируется единый коллективный голос казахстанского кинематографа. Этот
вопрос также входит в повестку нашего визита, мы хотим обсудить его с деятелями
киноискусства.
- Советскому
кино прежде была присуща не столько развлекательная, сколько объединяющая
роль. В нём было меньше ужасов и трюков, но больше души. На ваш взгляд, можно
приобрести навыки американской киношколы, но остаться близкой к нашей мен-тальности?
- Я казашка и всегда
ею остаюсь, вне зависимости от того, где я работаю.
Есть множество
примеров, когда некоренные для Америки кинематографисты успешно работают в
этой стране, не теряя близости к своим корням. Недавним примером является наш
Тимур Бекмамбетов, который остался верен своей
культуре, сохраняя целостность режиссёра международного уровня.
МУЖЧИНЫ,
КОТОРЫЕ МЕНЯ ПОТРЯСЛИ
Гаухар Нуртас
Самым
потрясающим примером настоящего мужчины для меня остаётся мой отец Негмет. Невероятно тёплый,
любящий, всегда заботящийся о нашей семье. Он был для нас очень надёжным человеком,
настоящим защитником интересов своего «гнёздышка». Его тепло греет меня и
сейчас, спустя почти 14 лет после его смерти.
2008-й был
странным и сложным годом. Почти для всех. Но мне он принёс двух великолепных
друзей и потрясающих бизнес-партнёров. Кевин Фу, опытный бизнесмен, поверил
в меня и моё дело. Для меня это стало огромным событием. Стивен Чарльз Джеффи - настоящий голливудский «волк», который знает, как
войти в любую дверь этой фабрики грёз. Он не просто поверил в нашу команду, он
загорелся центральноазиатскои культурой, её глубиной
и разнообразием.
Несущие колонны могут рухнуть
- СТИВЕН, когда вы работаете над
фильмом, насколько жёспвдмиявляютсяшначальная
установка и сценарий? Возможна ли какая-то импровизация?
- Я рос
среди профессиональных писателей. Мой отец был литературным агентом, который
представлял выдающихся сценаристов кинематографа, телевидения, а также
литераторов от Ирвина Шо до
Патти Шаевски. Благодаря
такому влиянию у меня сформировалось огромное уважение к писателям, а также к
тому, насколько важным является довести сценарий до ума, прежде чем браться за
съёмочный процесс. Всегда существует возможность импровизации во время репетиций,
что в свою очередь может неожиданно иметь положительный результат. Однако
отсутствие твёрдого сценария часто оказывается опасным. С появлением всё большего
опыта в сфере кинематографа мне посчастливилось поработать с лучшими сценаристами
в кинобизнесе, начиная от Николаса Мэйера («7-процентное решение», «Сом-мерсби»,
«Роковая привязанность», «Стар трек: части 2,4,7») и заканчивая Джоном Милиусом («Апокалипсис сегодня», «Ветер и лев», «Грязный
Гарри»). Они оба стали режиссёрами собственных же сценариев. В настоящий момент
я занимаюсь редактированием собрания нескольких своих интервью с различными
режиссёрами. В
число опрошенных
деятелей входит человек по имени Билли Уил-дер,
который, до того как стал популярнейшим режиссёром, был одним из лучших сценаристов.
Я ему задал этот же вопрос. Он ответил, что его целью не являлось стать режиссёром,
но его побудило к этому желание взять под защиту достоверность собственных
сценариев. Я также сторонник крепкой предварительной подготовки сценария и
следования ему.
- Какой
фильм вы будете представлять в Казахстане?
- Мы будем показывать фильм «Призрак», в
котором я был исполнительным продюсером и режиссёром второй съёмочной группы.
Возможно, это один из моих самых известных проектов, и я им горжусь. Это один
из лучших примеров того, как искусство и коммерция могут эффективно дополнять
друг друга.
- Что
послужило для вас основным источником знаний о нашей стране?
- Я ни
разу не был в Казахстане. Но я очень много узнал о нём от моего партнёра Гаухар Нуртас, которая
познакомила меня с историей и культурой вашей страны. Она также предоставила
мне многочисленные книги по Казахстану, ознакомила меня с казахским кинематографом
и музыкой.
- Чему
будет посвящен ваш мастер-класс?
- Я все ещё в
процессе подготовки, но одна из важных идей, которую я хочу изложить, -
необходимость наличия опытных продюсеров в стремительно изменяющемся мире
кинематографа, и в особенности то, каким образом изобретательный, знающий
продюсер может успешно работать с творческой натурой режиссёров, не вмешиваясь
в их ремесло.
- Насколько
глобальный финансовый кризис затронул Голливуд и американский кинематограф?
- Стало сниматься меньше фильмов. Опасаюсь, что
вскоре голливудские студии будут экранизировать всё меньше оригинальных идей.
Вместо этого набирает силу стремление «перепродюсировать»
друг друга с целью создания картин в 100 млн. долларов -так
называемые «несущие
колонны» в
виде ремеиков известных фильмов вроде «Железного
человека», «Бэтме-на» и т.д. Если дело пойдёт таким образом, то через пару лет мы будем иметь массу
дорогостоящих картин, не несущих в себе новых сюжетов, на что публика
отреагирует отрицательно. В результате киноиндустрия
в конце концов придёт к тому выводу, что нужно диверсифицировать портфолио, которое должно состоять из малобюджетных, среднебюджетных и крупнобюджетных
проектов. Наша компания «Helix Films» прилагает усилия к достижению такого
баланса. Мы также пытаемся максимизировать производственную целесообразность и
работать более эффективно за меньшие деньги. На данный момент вся индустрия
проходит не только через техническую революцию, но и видоизме-
нение
самой модели создания и продвижения кино.
- Какие
жанры в настоящее время наиболее востребованы и могут ли они повлиять на преодоление
кризиса?
- Жанры, в
которых публика сейчас заинтересована, -это
анимационное кино, комедии, триллеры, эпические фильмы, боевики, приключенческие
фильмы, семейные драмы. Любое мастерски сделанное кино с запоминающимися
героями и захватывающим сюжетом, которое уносит людей от их будней на два
часа, обречено на успех.
Я хочу
поздравить всех женщин Казахстана с праздником 8 Марта, пожелать им настоящего
счастья, силы и воли для достижения своих мечтаний, которые всегда были
свойственны дочерям этой земли. Об этом я успел почитать в ваших древних
сказаниях.
Олег БЕЛОВ
Аргументы и
факты Казахстан, №10, 2009
ДЛЯ СПРАВКИ. Стивен Чарльз Джеффи
- известный американский продюсер. Среди фильмов, над которыми он работал, -
«Призрак», «К-19», «Star Trek», «На следующий день», «Странные дни»,
«Вблизи тьмы».