Нескромное обаяние блокбастеров
Казахстанский
кинематограф вышел на неплохие количественные показатели, но по-прежнему
наблюдается дефицит хороших сценариев. Как можно решить эту проблему? Мы решили
узнать ответ у казахстанского сценариста Евгении Головинской, которая
внимательно следила за новыми авторами на недавнем фестивале «Звёзды Шакена».
- Евгения Михайловна, в чём основная слабость казахстанских
сценаристов?
- У Казахстана есть своя специфика, свои больные темы, но они редко
затрагиваются создателями картин. Сейчас наши кинематографисты стараются войти
в мейнстрим мирового кино, и чаще всего сценарии представляют из себя
переработанные кальки зарубежных фильмов. Но мировое фестивальное кино
показывает, что у каждой страны есть свои изюминки, свои темы, проблемы, о
которых нужно говорить. Молодое поколение сценаристов ориентируется на то, что
фильм считается состоявшимся только тогда, когда он попадает на экраны
кинотеатров. А на экраны кинотеатров попадают в основном фильмы-блокбастеры.
Под них и подделывают большую часть сценариев, оснащая их местным антуражем. А
по сути, животрепещущих проблем очень много, журналистика их затрагивает, а
киносценарии чаще всего обходят стороной. Но именно эта тематика и важна для
людей. Почему в последние годы проявился интерес к китайскому, корейскому,
турецкому, иранскому кино. Потому что режиссёры этих стран говорят о своём. И
это оказывается миру очень интересным. Сознание наших сценаристов должно
перерасти в то, чем мы дышим, чем живём. В акынстве есть хорошая суть. Акын
может петь о том, что он видит. И это оказывается интересным для многих. Не
случайно казахская поэзия и эпос во многом основаны на акынстве. Рассказ о том,
что нас окружает, касается каждого.
- Весной этого года
в Казахстане работала интернет-школа для сценаристов, которую организовал Тимур
Бекмамбетов совместно с «Казахфильмом». Он-лайн-занятия для молодых авторов
проводили преподаватели из России и США. Как вы относитесь к подобным
интернет-технологиям в обучении?
- Я считаю это хорошей идеей.
Если есть самородки в глубинке, то интернет помогает им проявиться. Несколько
лет назад мы ездили на Алтай в удаленное село к своим знакомым. И там успешный
бизнесмен для своей школы купил компьютеры и подключил их к интернету.
Благодаря этому дети этого казахстанского села стали открывать для себя мир.
Такие формы должны существовать. Хотя я конечно предпочитаю обучение с
преподавателем глаза в глаза, но это могут себе позволить не многие. Однако для
Казахстана с его протяжённостью интернет должен активно входить в
образовательный процесс.
Отто ВАЙСКОПФ
Фото и коллаж Игоря ЛОГВИНА
«Аргументы и факты Казахстан», №25, 23.06.10