Штат Большого каньона

 

В пустынях можно не только проводить испытания оружия и хоронить промышленные и радиоактивные отходы, но и активно развивать туризм. Это доказывает американский штат Аризона, который имеет немало схожих черт с Казахстаном. Главный символ штата – Большой каньон реки Колорадо (Грэнд каньон) является природным побратимом Чарынского каньона, расположенного в Алматинской области. Несмотря на значительную разницу в размерах, они настолько схожи, что мы попросили Игоря Логвина сделать их коллаж. Так что попробуйте отгадать, с какой стороны какой каньон. Нам удалось посетить Аризону в рамках программы агентства по международному сотрудничеству USAID «Связи сообществ» и оценить американский подход к организации туризма на пустынных ландшафтах.  

Так же как Казахстан, Аризона не имеет выхода к океану. Большую часть штата занимают пустыни и полупустыни, на севере есть хвойные леса, а на юго-востоке горные массивы. Аризона удалена от крупных городов Северо-Востока США. Для того чтобы Большой каньон реки Колорадо превратился в один из ведущих мировых брендов, наряду с Парижем, Лас-Вегасом и Великой Китайской стеной, американцам пришлось немало поработать.

Когда американцы отвоевали штат Аризона у Мексики во время Американо-мексиканской войны 1846-1848 годов, казалось, что он будет служить лишь удобным транзитом в Калифорнию. Тем не менее, именно этот засушливый штат стал крупнейшим в США поставщиком меди, а его столица Финикс (пятый по величине город в США) стал признанным центром высоких технологий.   

Однако наибольшую славу штату принес Большой каньон реки Колорадо, который по праву считается одним из чудес света. Протяженность каньона по течению реки — около 340 км, глубина — до 1800 м, ширина — 8–25 км на уровне плато и до 1,2 км на уровне реки. Скорость течения реки достигает 25 км в час. Окрашенные в различные цвета отвесные стены каньона представляют собой завораживающее зрелище. Стены каньона позволяют заглянуть в древнюю историю планеты и представляют собой один из самых впечатляющих учебников по геологии. Национальный парк Большого каньона был создан в 1919 году, он занимает площадь почти в 500 тыс. га и привлекает туристов со всех континентов.

Самые активные из них могут совершить пятичасовой спуск к реке. Подъем занимает около 8 часов. На реке есть и переправы, что позволяет преодолеть каньон поперек. Для тех, кто переоценил свои силы, на дне каньона предусмотрены дома для ночевок. В парке обитают многочисленные животные, среди них большерогие бараны – родственники архаров, которые фактически не боятся людей и устраивают ежедневное шоу в виде прогулок по отвесным стенам каньона.  

 

Приезжайте за историей!

 

Большой каньон обозначен на номерах всех автомобилей штата, многочисленных туристских схемах и буклетах, которые можно бесплатно получить во всех туристических центрах. И эта навязчивость не случайна. Доти Сузерленд, профессор в области бизнеса и туризма университета Аризоны, заявила нам: «Необходимо рассматривать достопримечательность как бренд. В маркетинге ваша туристическая достопримечательность ничем не отличается от бренда кофе. Если вы предлагаете маршрут, то вы должны продвигать его как сервис, как опыт. Достопримечательность, которую вы представляете как бренд, привлекает людей, и привлекает бизнес.

Для Аризоны главный бренд – это Большой каньон. Его обслуживают десятки тысяч людей. Это не только проводники и лесники, но и многочисленные службы сервиса, и маркетологи. В Аризоне много достопримечательностей – это и Долина монументов, и Метеоритный кратер, и ковбойский город Томбстон. Но потребитель должен получать один главный мессидж (сообщение), одну идею, которую нужно продвигать в виде основной идеологии. И для Аризоны это сообщение звучит так - «Штат Большого каньона».

Я считаю, что Казахстанской индустрии туризма также нужно сформировать свой мессидж и активно продвигать его за рубежом. Он может быть связан с культурой кочевников, с Великим Шелковым путём, с вашей историей. Вы должны найти то самое главное, что отличает вас от всех других, и способно вызвать интерес. Я знаю, что в Казахстане много достопримечательностей, но нужно выбрать один главный аспект в продвижении страны. Например, он мог бы звучать так: «Казахстан - приезжайте за историей и оставайтесь из-за красоты».

Занимаясь туризмом, нужно постоянно думать о позиционировании. Глобальные проблемы, такие как терроризм, свиной грипп или появление вулканического облака в Исландии могут вызывать страхи. В этих условиях нужно дистанцироваться от угроз, указывать, что у вас нет внутренних конфликтов, угроз для здоровья. Но при этом нужно реально соответствовать этим заявлениям и в частности создавать для туристов реальный доступ к медицинским услугам.

Необходимо вовлекать местных жителей в сохранение природы и исторических мест, что является одной из главных идей экотуризма. При этом нужно помнить, что экотуризм даёт долгосрочной эффект. Он обеспечивает стабильный рост, а не скачкообразный, как, например, при строительстве отелей.

Вы должны постоянно думать, как поддерживать интерес туристов. Например, у нас в штате Большой каньон не так активно задействован в зимнее время. В связи с этим была поставлена задача маркетологам и в итоге был разработан зимний рождественский маршрут для детей «Поезд Санта Клауса». В его основу была положена одноименная книга, рассказывающая о таком поезде. Так литературная фантазия превратилась в реальный туристический проект».  

 

Колючая достопримечательность

 

Наряду с Большим каньоном важнейшим символом Аризоны является кактусы сагуаро. Они растут в Мексике, немного в Калифорнии, но для Аризоны – это самый типичный пейзаж. Обычно они вырастают до 13 метров в высоту, но могут достигать и пятнадцати. Кактусовых лесов очень много в южной части штата, поэтому никто там не проводит первомайских демонстраций c шариками в руках. Зато демонстраций туристов предостаточно.

В городе Тусон расположен кактусовый парк, в котором можно приобрести любую разновидность кактуса и узнать, как за ней ухаживать. Кактусы сагуаро растут у многих горожан во дворе частных домов как деревья. Некоторые даже наряжают их на Рождество словно ёлку. В кактусовом парке можно купить рассаду и узнать, что за первые 30 лет жизни сагуаро вырастают всего на один метр, а живут они до 150 лет.

В Аризоне эти кактусы охраняются законом. Строго запрещено наносить вред этим медленно растущим гигантам. Даже при строительстве новых домов или автомагистралей учитывается, не будут ли задеты кактусовые заросли.

Одним из самых впечатляющих парков Аризоны является Музей пустынь в окрестностях Тусона. Там можно увидеть не только кактусы, но и представителей животного мира. Аллеи этого музея природы под открытым небом позволяют увидеть необычных обитателей пустынь, среди которых гремучие змеи, пумы, джавелины (мелкие свинки). Большая их часть населяет естественные вольеры в сухом русле обрывистой реки. Это создают иллюзию наблюдения животных в дикой природе.

Есть и специальный просторный вольер, в котором обитают колибри. Некоторые из них настолько привыкли к людям, что могут сесть на руку. Посетители могут также заглянуть в подводный мир рек Аризоны – смотровая площадка находится ниже уровня воды. Есть здесь возможность и погрузиться в пещеру, все сталактиты которой находятся в недоступной зоне либо защищены стеклом.

Наблюдая эту красоту, невольно вспоминаешь бесхозные казахстанские пещеры с обломанными сталактитами и закопчёнными потолками. А ведь сталактиты растут еще медленнее, чем кактусы сагуаро.

 

Важнейшее для туризма искусство

 

Свой вклад в развитие туризма вносит и кинематограф. Образ ковбоя стал одним из самых запоминающихся в истории 20-го века, и всё это благодаря вестернам, значительная часть которых снималась в Аризоне. Туристическая индустрия активно поддерживает и развивает образ Дикого Запада. Вы можете посетить индейские резервации и познакомиться с бытом коренных жителей Америки, купить тамогавк или диск с индейскими песнями. Но самое главное – именно здесь вы можете ощутить себя настоящим ковбоем. Для этого есть конные маршруты, магазины ковбойских товаров, таверны и старинные городки, в которых вершилась ковбойская история. Главным из них является Томбстон.

Ковбойские перестрелки в этом городе легли в основу легендарных вестернов, что сделало его одним из самых посещаемых туристских центров Аризоны. Девиз Томбстона – «The town too touch to die» (Это город слишком волнующий, чтобы умереть). По улицам Томбстона, где бережно сохраняют старинные здания,  разгуливают ковбои, ездят экипажи, там устраиваются исторические представления. Среди них знаменитая перестрелка в салуне O.K. Corrall, которая легла в основу легендарного вестерна.

Редкий из туристов возвращается из Томбстона без ковбойской шляпы, богатейший выбор которых можно найти в многочисленных магазинах города. При этом такой турист сам становится носителем туристического имиджа штата. Американцы как признанные мастера продаж организовывают многочисленные магазины при каждом туристском объекте. В дело идут даже камни – из них делаются сувенирные наконечники для индейских стрел, которые продаются за 2 доллара.

Патрик Грин, директор Торговой палаты Томбстона рассказал нам, как поддерживается ковбойских дух города:

- Многие из наших жителей одеваются как ковбои. Это позволяет туристам погрузится в атмосферу Дикого Запада. Два раз в месяц женщины города также надевают старинные платья и устраивают своеобразное дефиле по улицам. У нас есть несколько частных организаций, которые воссоздают ковбойские перестрелки на улицах. Вообще же, конституция США позволяет носить и настоящее оружие. В некоторых штатах это лимитируется, но в Аризоне в этом плане больше свободы в связи с ковбойскими традициями. У нас регулярно проводятся фестивали, на которых можно послушать кантри, поучаствовать в ковбойских соревнованиях. Мы выпускаем свои брошюры не только на английском, но и на испанском, французском, немецком и русском языках, так как образ ковбоя стал уже международным. Кстати в прежние времена в Томбстоне был известен и один ковбой русского происхождения. Его звали Русский Билл. У него была даже своя персональная ложа в театре».

Кинематограф может способствовать развитию туризма не только своей содержательной частью. Производственные мощности, то есть съемочные площадки, также можно ввести в оборот. На окраине Тусона находится киностудия «Старый Тусон», на которой не только снимаются вестерны. Ежедневно эту киностудию, воссоздающую образ городка на Диком Западе, посещает несколько тысяч туристов. Они могут посмотреть разыгрываемые молодыми актерами сцены из фильмов, увидеть кордебалет в салуне и даже прокатиться на старинной железной дороге. Притягивает туристов и имя актера Джона Вейна, который снимался на этой студии.

У «Старого Тусона» есть своеобразный побратим в Казахстане – это стилизованный восточный город, который был построен на берегу Или для съемок фильма «Кочевник». Пока он не вошел в активный туристский оборот. Дорога к нему разбита, дожди постепенно смывают декорированные дома, в которых могли бы разместиться сувенирные лавки и этногородок. Но у него есть все возможности для того, чтобы важнейшее из искусств послужило на благо туризма.          

Отсутствие выхода к океану ложится тяжелым бременем на экономику континентальных стран, как ни крути, самый дешёвый транспорт – морской. В этих странах непросто развивать и туризм, ведь наибольшие обороты в этой сфере приносит пляжный отдых. Однако не стоит зацикливаться на сухопутном географическом проклятии. В древние времена Великий Шёлковый путь был главной торговой и культурной артерией планеты. Поэтому надо создавать современные коммуникации и грамотно позиционировать свою историческую и природную уникальность. И Аризона – штат Большого каньона, родина апачей и олицетворение Дикого запада представляет в этой сфере достойный пример. При грамотном подходе даже сухие и казалось бы безжизненные просторы превращаются в пустыню, которая не пустует.

 

Олег БЕЛОВ

Фото автора

 

Журнал «Ветер странствий», №3, 2010

 

 

Подписи к фото:

 

Аризона поражает не только своей растительностью, но и животным миром. Посетителям Большого каньона позируют родственники архара – канадские бараны (большероги), а в национальных парках можно увидеть вблизи небольшого пернатого хищника – американскую пустильгу и колибри.

 

Раскидистый кактус на входе в старинную испанскую церковь Сан-Хавьер в окрестностях Тусона напоминает указатель направлений в города мира. До Алматы от него одинаковое расстояние что на запад, что на восток. 

 

Респектабельная Америка бережно хранит ковбойские традиции – перестрелки в исполнении актеров киностудии «Старый Тусон» и конные экипажи города легендарного Томбстон легко перенесут вас в эпоху покорения Дикого Запада. 

 



Hosted by uCoz