Чему учит фэнтази

 

Вы писали, что одним из победителей литературного конкурса в Алматы стал Ержан Есимханов с книгой в стиле фэнтази «Война». Неужели писателям стоит тратить свои силы на то, чтобы дурманить головы выдуманными фантазиями вместо того, чтобы писать о насущных проблемах?

А. Карабаев, Тараз

 

Отвечает Ержан ЕСИМХАНОВ:

- Рассказывать об окружающем мире – задача для журналиста. Задача писателя – создавать мир. Свой, альтернативный реальному. Такой мир может быть каким угодно, но при этом он обязан быть а) интересным; б) понятным. Если эти два условия соблюдены (а такое бывает нечасто) – писатель может рассчитывать на успех.

О реальном мире писать тоже можно и нужно. Но задачей писателя здесь будет не зеркальное отражение реального мира, а его творческое осмысление. Проще говоря – рассказ о том же, но с другого угла.

Для понимания разницы приведу один небольшой пример. Описывая события в многострадальном соседнем государстве, журналист будет ужасаться погромам, раздумывать над политическими хитросплетениями и предполагать, когда отключат воду, свет  и газ. Писатель сделает иначе. Он напишет, напрмиер, фантастический рассказ, в котором события будут происходить в 2020 году. В этом самом году, в ходе пятнадцатой по счету народной революции, восемнадцатый по счету губернатор города с односложным названием, прогнав семнадцатого губернатора дубиной с прикрученной к ней ослиной челюстью, на развалинах города провозгласит непримиримую борьбу с коррупцией и трайбализмом. Его призыв подхватит его собственный брат, назначенный начальником местной милиции, и племянник, ставший главным собирателем оброка. После завершения речи, усевший в единственный уцелевший в городе БТР, они укатят в сиреневую даль, а народ пойдет заниматься охотой и собирательством.

Задача писателя, если она вообще есть – не информация, не поучение и не руководство к действию. Задача писателя, да и любого творческого человека – вызвать у читателя, зрителя, слушателя эмоции. Читателя не надо направлять, не надо подсказывать, не надо стоять над душой и выдавливать слезу – читатель сейчас умный и недоверчивый, у него такие действия вызовут только отторжение. Но если суметь вызвать у него эмоции, он сам сообразит, что и как делать, безо всяких подсказок со стороны. На реальность иногда хорошо бывает взглянуть под другим углом. Если книга написана хорошо – то такой взгляд не дурманит голову. Он скорее делает ее ясной.

 

Олег БЕЛОВ

«Аргументы и факты Казахстан», №22, 2.06.10

 

 



Hosted by uCoz