Чему учит фэнтази
Вы писали, что
одним из победителей литературного конкурса в Алматы
стал Ержан Есимханов с книгой
в стиле фэнтази «Война». Неужели писателям стоит
тратить свои силы на то, чтобы дурманить головы выдуманными фантазиями вместо
того, чтобы писать о насущных проблемах?
А. Карабаев, Тараз
Отвечает Ержан ЕСИМХАНОВ:
- Рассказывать об
окружающем мире – задача для журналиста. Задача писателя – создавать мир. Свой,
альтернативный реальному. Такой мир может быть каким угодно, но при этом он обязан быть а) интересным; б)
понятным. Если эти два условия соблюдены (а такое бывает нечасто) – писатель
может рассчитывать на успех.
О реальном мире
писать тоже можно и нужно. Но задачей писателя здесь будет не зеркальное
отражение реального мира, а его творческое осмысление. Проще говоря – рассказ о
том же, но с другого угла.
Для понимания
разницы приведу один небольшой пример. Описывая события в многострадальном
соседнем государстве, журналист будет ужасаться погромам, раздумывать над
политическими хитросплетениями и предполагать, когда отключат воду, свет и газ. Писатель сделает иначе. Он напишет, напрмиер, фантастический рассказ, в котором события будут
происходить в 2020 году. В этом самом году, в ходе пятнадцатой по счету
народной революции, восемнадцатый по счету губернатор города с односложным
названием, прогнав семнадцатого губернатора дубиной с прикрученной к ней
ослиной челюстью, на развалинах города провозгласит непримиримую борьбу с
коррупцией и трайбализмом. Его призыв подхватит его собственный брат,
назначенный начальником местной милиции, и племянник, ставший главным
собирателем оброка. После завершения речи, усевший в единственный уцелевший в
городе БТР, они укатят в сиреневую даль, а народ пойдет заниматься охотой и
собирательством.
Задача писателя,
если она вообще есть – не информация, не поучение и не руководство к действию.
Задача писателя, да и любого творческого человека – вызвать у читателя,
зрителя, слушателя эмоции. Читателя не надо направлять, не надо
подсказывать, не надо стоять над душой и выдавливать слезу – читатель сейчас
умный и недоверчивый, у него такие действия вызовут только отторжение. Но если
суметь вызвать у него эмоции, он сам сообразит, что и как делать, безо всяких
подсказок со стороны. На реальность иногда хорошо бывает взглянуть под другим
углом. Если книга написана хорошо – то такой взгляд не дурманит голову. Он
скорее делает ее ясной.
Олег БЕЛОВ
«Аргументы и факты
Казахстан», №22, 2.06.10