Послание миру из
сердца Азии
Калейдоскоп казахстанских картин в столице кино
Если вы считаете, что ваш фильм достоин
международного внимания, попробуйте показать его в Голливуде. Такую возможность
даёт казахстанским кинематографистам фестиваль «Казахстан: калейдоскоп картин»,
который во второй раз прошёл в Лос-Анджелесе с 3 по 9 августа. В этом году
показ картин в Режиссёрской гильдии
Америки был посвящён фильмам, снятым за последние пять лет.
Открытие фестиваля вызвало
заметный интерес у голливудской публики.
На этот раз к кинематографической программе добавилась не только музыка, но и сразу две экспозиции. Киноплакаты из коллекции Ментая Утепбергенова пролили ностальгический свет на историю казахстанского кино, а выставка старинных казахских ювелирных украшений вызвала особый интерес у голливудских модниц.
Ведущими церемонии открытия стали Гаухар Нуртас, управляющий директор фестиваля, и известный голливудский актёр Кэри-Хироюки Тагава. Кэри подчеркнул глубину азиатского образа мышления и особую роль Центральной Азии, где испокон веков соединяются идеи Востока и Запада.
Музыкальная программа представляла собой своеобразный экскурс в прошлое и настоящее казахского фолка. Ержан Исин с помощью ритмичных древних мелодий, сыгранных на суперсовременной электродомбре, словно пронёсся по Великой степи, хранящей традиции, но устремлённой в будущее. Солистки вокально-инструментальной группы «Инжу-маржан» Ляйля Тажибаева и Айгуль Аужанова показали, что казахский фольклор можно успешно сочетать с современными ритмами.
Среди гостей фестиваля были влиятельные кинодеятели, такие как Майкл Мур – глава студии Raleigh, Сид Ганис, в прошлом руководитель Американской киноакадемии. Некоторые из гостей прилетели из других городов США, в том числе из Нью-Йорка.
В эти дни понятие «Наши люди в Голливуде» заметно расширилось, в том числе и благодаря участию в фестивале создателей фильмов. Кроме продюсера Еркена Ялгашева («Диалоги через степь») на «Калейдоскоп» приехали режиссёры Ермек Шинарбаев («Письма к ангелу») и Юлия Тихонова («Мы увидим завтра»).
Фильм Арманда Ассанте и Еркена Ялгашева «Диалог через степь» открыл кинопоказ. Эта картина, посвящённая форуму мировых религий в Астане, устами Арманда Ассанте донесла одну из важнейших казахстанских идей – мир может стать лучше, если люди научаться понимать друг друга. Этот посыл, считает управляющий директор фестиваля Гаухар Нуртас, можно в полной мере отнести и к фестивалю «Казахстан: калейдоскоп картин».
- Гаухар, что нужно для того,
чтобы удивить американцев?
- Пожалуй, жители Лос-Анджелеса наиболее избалованы кино. И нам пришлось потратить много сил на подготовку фестиваля. Удивить американцев можно только яркими фильмами и запоминающейся культурной программой. Прежде всего нам нужно было провести качественный отбор картин. Я хочу поблагодарить всех создателей кино, предоставивших свои работы на конкурс, киностудию «Казахфильм» и её руководителя Ермека Аманшаева, продюсера фильма «Письма к ангелу» Гульнару Сарсенову, обеспечившую приезд режиссёра Ермека Шинарбаева на фестиваль. Благодаря сотрудничеству с Международной пресс-академией Satellite Awards мы провели масштабную PR-кампанию в США. А это значит, что имя Казахстана прозвучало более чем в трёхстах масс-медиа Америки. В целом у нас образовалась сплочённая команда - в число организаторов фестиваля входят посольство РК в США, почётное консульство РК в Лос-Анджелесе, кинокомпания Helix Films. Хочется подчеркнуть, что мы особенно благодарны главному партнёру фестиваля в этом году - Казахскому географическому обществу во главе с Нурланом Абдуовым. В фокусе внимания этой организации не только география, но также культура и история страны. Только благодаря совместным усилиям нам удалось реализовать этот проект.
- Время проведения фестиваля совпало с Лондонской
Олимпиадой. Вы не опасались, что спортивные состязания отвлекут внимание от кинопоказов?
- Получился обратный эффект. Успешные выступления наших атлетов лишь добавляли интерес к Казахстану. Многие из гостей фестиваля начинали свой разговор с поздравления в связи с победами наших спортсменов. Особенно часто вспоминали Александра Винокурова, который хорошо известен в США. Кроме того, тема развития спорта нашла отражение и в нашей кинопрограмме: один из фильмов фестиваля «Рывок» - это спортивная драма. Таким образом, эти два события поддерживали друг друга – спортсмены поднимали флаг Казахстана в Лондоне, а кинематографисты – в Лос-Анджелесе.
- Какие фильмы вызвали наибольший отклик?
- Сразу скажу, что показ документальных фильмов оправдал себя. Многих заинтересовал фильм «108 часов» Василия Мозжухина, рассказывающий об экспедиции КазГео на Южный полюс. Исследование казахской фолк-музыки в фильме «Волк на бубне» (Нелло Кареал и Карло Силиотто) включало настолько оточенные музыкальные номера, что после каждого из них в зале звучали аплодисменты. Показу фильма «Мы увидим завтра» (Юлия Тихонова) о судьбе джазового ансамбля Harlem Blues and Jazz Band было посвящено продолжительное обсуждение. Заметно прозвучали фильмы молодых режиссёров – «Сказ о розовом зайце» Фархата Шарипова и «Сделка» Артёма Ганцева. Но, пожалуй, наибольший резонанс вызвал фильм «Письма к ангелу» Ермека Шинарбаева. Обсуждение фильма с режиссёром сразу после показа провёл Стивен-Чарльз Джаффе. Сам факт, что известный продюсер выступил в этой дискуссии в качестве журналиста, говорит о многом. На показах присутствовали организаторы других американских кинофестивалей, и они демонстрировали интерес к некоторым из наших фильмов. Так что не исключено, что картины из нашей программы продолжат своё путешествие по фестивальным залам Америки. А мы уже начали разработку концепции третьего казахстанского калейдоскопа картин. Обещаю, что «АиФ Казахстан» станет первой газетой, которой мы расскажем об идее следующего фестиваля.
Олег БЕЛОВ
Фото автора
Аргументы и факты Казахстан, №33, 15.8.12