Пресс-релиз
Алматы 18 марта 2009
Летающие роботы
В Казахстане будет
развиваться беспилотная авиация
Чем больше размеры страны, тем большую роль в ее
развитии играет авиация. Казахстан является не только одной из самых крупных по
территории (9 место в мире), но и одной из самых малонаселенных стран. В связи
с этим особые перспективы здесь имеет развитие беспилотной авиации, которая
позволяет ограниченными человеческими ресурсами контролировать большие
территории.
18 марта в Алматы будет презентована Целевая программа по развитию в
Республике Казахстан научно-технического и промышленного потенциала
авиастроительной отрасли в области создания беспилотных авиационных комплексов (БАК)
на 2009-2020. Эта программа была разработана в соответствии с поручениями
Президента Республики Казахстан в рамках концепции инновационного развития
страны.
Главная цель этого проекта - развитие
научно-технического и промышленного потенциала авиастроительной отрасли в
области создания беспилотных авиационных комплексов. Они будут использоваться
не только для внутренних потребностей страны, но и поставляться за рубеж.
Программа формирует государственную
научно-техническую и промышленную политику Казахстана в области авиастроения на
период до 2020 года и нацелена на достижение диверсификации экономики и отхода
от сырьевой направленности развития.
Главными сферами применения беспилотных комплексов станут
охрана границы, антитеррористические мероприятия, охрана правопорядка,
обнаружение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, экологический
мониторинг и охрана природных ресурсов, мониторинг объектов промышленности,
транспортной и энергетической инфраструктуры, мониторинг сельскохозяйственных
угодий.
Когда пилотам, скажем прямо, делать
нечего
В
настоящее время 49 стран занимаются разработкой беспилотных летательных
аппаратов (БПЛА) военного и гражданского назначения. По
официальным данным Международной Ассоциации Беспилотных Систем в мире известны
789 наименований беспилотных авиационных комплексов (БАК). Наибольшее
количество наименований БАК насчитывается в США – 288. Затем следуют Израиль –
62, Франция – 56, Великобритания – 45 и Россия – 35.
Одним
из перспективных направлений в развитии современной авиации являются пилотно-беспилотные летательные аппараты (ПБЛА). Они
представляют собой самолеты или вертолеты с реализованной в них возможностью
тройного управления: находящимся в кабине человеком-пилотом, дистанционно с
помощью оператора наземной станции управления или полностью автоматически по
заранее заложенной программе полета.
По
прогнозам ведущих аналитических центров к 2010 году объем мирового рынка БПЛА
составит 10 млрд. долларов в год. Ежегодные продажи радиоэлектронных систем управления
и связи, а также аппаратных средств полезной нагрузки для беспилотных
комплексов могут достичь 3-4 млрд. долл.
Авторитетные эксперты в области авиации считают, что
проект истребителя пятого поколения (JSF)
может стать последним дорогостоящим проектом по созданию боевого пилотируемого
самолета. Истребители шестого и последующих поколений будут беспилотными.
По
прогнозам через 10-15 лет уровень развития беспилотных комплексов будет настолько
высоким, что они смогут успешно решать все задачи, которые в настоящее время
решают пилотируемые летательные аппараты. В гражданской сфере – это обнаружение
чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, экологический мониторинг,
поиск и спасение пострадавших людей и терпящих бедствие судов, сельскохозяйственная
авиация, мониторинг технического состояния промышленных объектов, транспортной
инфраструктуры, нефте- и газопроводов, высоковольтных
линий электропередачи, наблюдение за правопорядком и борьба с терроризмом.
Этапы реализации программы
Программа предусматривает поэтапную реализацию в течение 12
лет, начиная с 2009 года.
На первом этапе (2009–2010 годы) должна быть начата совместная
работа с авиационной промышленностью Российской Федерации как со стратегическим
партнером. Необходимо организовать сборочное производство для последующего
изготовления БАК в Казахстане. Следует наладить поддержку эксплуатации в части
ремонта, сервисного обслуживания и обучения кадров. Беспилотные авиационные
комплексы начнут применяться в военном и гражданском секторе.
На втором этапе (2011-2015 годы) должны быть проведены необходимые
НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) по БАК малого
и среднего радиуса действия, разработана соответствующая конструкторская
документация и созданы действующие образцы беспилотных авиационных комплексов
различного назначения, а также проведены их испытания. Планируется также приступить
к созданию собственной производственной базы радиоэлектронного оборудования,
платформ самолетного типа и систем обработки информации.
На третьем этапе (2016-2020 годы) предстоит создать устойчивую
кооперацию из профильных специализированных институтов, организаций и
предприятий Республики Казахстан и наладить серийный выпуск беспилотных
авиационных комплексов с учетом потребностей отечественных и зарубежных
пользователей.
В результате реализации программы Казахстан сделает
рывок в своем инновационном развитии. В экономике страны значительно возрастет
доля высоких технологий. Казахстан будет не только производить беспилотные
комплексы, но и обслуживать их, обучать персонал. Авиационное производство –
это сфера с высокой добавленной стоимостью, которая создает значительное
количество рабочих мест в других отраслях, таких как
металлургия, химическая промышленность, машиностроение, электроника,
программирование. Освоение небесного пространства способно открыть новую
инновационную эру в истории страны.
Беспилотные
авиационные комплексы
в составе
многоцелевых, многофункциональных систем
Беспилотные летательные аппараты являются источниками
получения всевозможной информации. Оперативность, достоверность и широта охвата
имеют ключевое значение при применении беспилотных летательных аппаратов. В
связи с этим проводится работа по интеграции беспилотных летательных аппаратов
(комплексов) в состав многоцелевых, многофункциональных систем. В результате этого
информация, полученная с борта БАК посредством спутниковых каналов и
технологий, ретранслируется в один или несколько пунктов приема и обработки
информации (ситуационные центры, центры оперативного управления и принятия
решений). Такая интеграция существенно повышает эффективность использования БАК
при решении многих видов задач.
Для реализации программы по созданию беспилотных
авиационных комплексов создано партнерское объединение, в которое входят
компании «ЯК АЛАКОН», «NET Style», «ASTEL» и корпорация «ИРКУТ». Специалистами этого объединения
определен и испытан ряд интегрированных многоцелевых комплексов, которые уже
сейчас могут быть представлены потребителям. Причем доля казахстанской
составляющей равна 30-50% (в зависимости от поставленной задачи), в дальнейшем
планируется довести этот показатель до 80-90%.
В настоящее
время компании «ЯК-АЛАКОН» и «NET Style» совместно с Ассоциацией сверхлёгкой авиации
Казахстана проводят работу по формированию предложений в рамках законодательной
базы по использованию беспилотной авиации в едином воздушном пространстве
Республики Казахстан.
Участники
презентации:
Александр Иванович ТОПОРОВ – Президент компании «ЯК
АЛАКОН»
Рустам Надимович АБДУЛИН –
Сопредседатель Совета Директоров компании International
Jet Tour
Дмитрий Владимирович МАКСИМОВ - Директор ТОО «NET Style»
Игорь Владимирович КОСТИН – Главный инженер ТОО «NET Style»
Умербек Жарманович КЕНЕСБАЕВ –
президент Ассоциации сверхлегкой авиации Казахстана
Виктор Веньяминович ЯМБАЕВ –
Президент Алматинской Ассоциации Предпринимателей
Место проведения презентации: офис компании «ЯК АЛАКОН» - ул. Наурызбый батыра, 49/61 (бывш. Дзерджинского), уг. ул. Казыбек би (бывш.
Советская). Северо-западный угол перекрестка. На фасаде - вывеска «ЯК АЛАКОН».
Начало в 15.00
Пресс-аташе Олег БЕЛОВ, 273
67 15, 777 264 38 05,
Мы готовы предоставить Вам необходимые фотографии и
контакты для подготовки эксклюзивных материалов.