Вот так ШТУКА: город стал взрослее

А был ли здесь у нас водопровод, когда его уже ваяли в Риме?

 

О том, что история города Алматы начинается с 1854 года, знали все из учебников истории. Новый тысячелетний возраст - что это, попытка переписать историю или научный факт с вполне реальными доказательствами? В конце 2010 года в южной столице прошла международная научно-практическая конференция “Древняя и средневековая урбанизация Евразии: возникновение, развитие и возраст города Алматы”. На ней было заявлено: «...ведущие учёные Казахстана завершили продолжительную работу по установлению возраста города и пришли к выводу, что Алматы насчитывает тысячелетнюю историю. На основании археологических и исторических данных они доказали, что в VIII-X веках на месте нынешнего города тоже был город, не поселение, как считали раньше, а именно город – крупный по тем временам торговый и административный центр с собственным монетным двором. И назывался этот средневековый город так же, как и сейчас – Алматы». Однако не все историки восприняли сообщение о новом возрасте крупнейшего города Казахстана, как безусловную истину.

 

В прошлом только будущее

 

Повышенный интерес к древней истории в последнее время нередко сочетается с пренебрежительным отношением к памятникам и сооружениям XIX-XX веков. Среди тех, кто засомневался в выводах учёных о тысячелетии южной столицы - известный историк и краевед Владимир Проскурин.

- Владимир Николаевич, что вы скажете поводу объявления нового возраста города Алматы?

- Любой почтенный город Старого и Нового Света позавидовал бы такому возрасту. Но встаёт вопрос - где же памятники алматинского процесса расселения и урбанизации? Новый возраст – это прежде всего отражение современных мифов в исторической реальности. Не совсем понятно, от чего отталкивались те, кто задумывал грандиозную сцену «Тысячелетие дней и ночей Алматы». Думается, историки-обществоведы выдали желаемое за действительное. При этом отвергается объективность фактов.

Памятники архитектуры лучше сохраняются, когда они включены в жизнь общества - это аксиома. Казахстан вместе с суверенитетом приобрел право говорить о том, что у него своя, самобытная, древняя история. А история – это прежде всего память, материализованная в памятниках. Без истории, памяти и памятников, согласитесь, нет нации. Нация должна быть заинтересована в сохранности памяти о собственной истории. Как мудро заметил поэт: «Нету бедственней в жизни беды, чем разлука с любимой сумятицей: человек без привычной среды очень быстро становится Пятницей».

Рассказывают, что есть города, где сохраняют первый домик, возведённый предками, пусть крохотный, всего в три окошечка. Или первое посаженное прадедом дерево. Скажем, яблоньку, тем более если она дала название поселению Алматы. Не говоря уже об именах первых улиц, площадей, скверов. Есть города, где вместо монументов функционерам-временщикам ставят памятные знаки общечеловеческие – будь то растоптанный башмак первопроходца или рассохшийся посох первопоселенца. В Алматы сейчас сносят десятки исторических кварталов, при этом слышны рассуждения о сохранности памятников истории и культуры, и кто-то получает за снос истории зарплату, премии, льготы.

Возвести бетонную коробку в наше «элитное время» - дело нехитрое. Тяжелее сохранить памятник жизни многих поколений горожан и городских событий, пристрастий, вкусов, национально- политических и эстетических перестроек. Любопытно, отметить, что в Республике Казахстан памятники истории и культуры нашли своё отражение в национальной валюте. На купюрах присутствует изображение комплекса Ходжи Ахмеда Яссави или наскальные гравюры урочища Танбалы-тас. Государственный герб образуют элементы головного убора Золотого человека. Если памятники истории и культуры нашли достойное отражение в национальной валюте, а их существование охраняемо бронированными дверьми банков, то можем ли мы согласиться с тем, что в реальной жизни богатейший фонд культуры предыдущих поколений остается незащищённым?

Революционное обновление общества, исторической науки, культурной политики больше напоминает развал, чем созидание. Базироваться эта наука должна на фундаменте не только государственного мышления, но и культурного строительства, настоящей, а неподдельной истории, зафиксированной в движимых и недвижимых памятниках.

 - Более древний город приобретает больший авторитет. Не сыграл ли этот фактор свою роль в объявлении нового возраста города?

- Существует соперничество между городами Центральной Азии - кто из нас древнее? В этом состязании являются городу и миру мифы и легенды о здешних краях. Самое печальное, что подобного рода научные труды и литература имеют немалый успех у публики, особенно среди молодёжи. Среди авторов и настоящие историки, и писатели, и представители самых различных профессий, в той или иной степени умеющие владеть пером или компьютером. В наши дни они кочуют в досужих разговорах и научных дискуссиях, на экранах документального кино и по учебникам истории. Не обойдён и Интернет. В яркой форме мнимоисторические сюжеты, в бумажной или электронной версии, способны удивить, ошарашить и развлечь читателя или пользователя интернета. Подлинная историческая работа – трудный хлеб. Сама по себе самодеятельность не повысит квалификацию никогда. В какой-то момент мы можем захлебнуться этой самодеятельностью.

- Но ведь есть официальная историческая наука, которая опирается на доказанные факты?

- Задача историка, как и любого другого учёного, — поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути учёного могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, учёного подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки. Он — человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он может жаждать славы, известности, стремиться к материальному благополучию. На него давят личные и групповые пристрастия, политические и иные симпатии и антипатии, общественное мнение, руководители научных учреждений, спонсоры, наконец, люди, облеченные государственной властью. Всё это может привести его к искажению картины действительности.

Вместо поисков истины учёные могут заниматься созданием и распространением мифов. Главной причиной мифологизации исторических событий являются интересы политиков. С этой целью используется ненависть значительной группы интеллектуалов к ушедшему в прошлое политическому и экономическому строю. При этом доминирует стремление во чтобы то ни стало втоптать в грязь не только старую общественную систему, но и всё, что при ней возникло и существовало. Может, восторжествовал принцип: если раньше говорилось одно, то теперь во чтобы бы ни стало нужно утверждать прямо противоположное. Разительное расхождение слов и дела – порой непременный элемент политики не только коммунистической державы. Конфликтность взаимоотношений социальных групп не дает шанс на формирование полноценной системы защиты культурного наследия.

- Какой же ответ о возрасте Алматы можно считать честным?

- Отвечу на неожиданное тысячелетие родного города поэтической строкой:

В прошлом были те же соль и мыло,

хлеб, вино и запах тополей;

в прошлом только будущее было

радужней, надёжней, и светлей.

Беседовал Ален БАРРЕ

Фото и коллаж Игоря ЛОГВИНА

 

История не переписывается, а уточняется

Ещё в далёком 1966 году академик НАН РК, доктор исторических наук, профессор Карл Байпаков начал вести работу по сбору доказательств древнего происхождения Алматы.

- Карл Молдахметович, вокруг научных открытий всегда ходят слухи, вполне реальные факты обрастают ими и становятся легендами. Одна из таких - о некой девушке, которая ещё в 70-х годах прошлого века нашла на территории пограничного училища клад – серебряные монеты. Отнесла их якобы в милицию, но ни фамилии девушки, ни монет никто так и не видел...

- Я никогда не опираюсь на слухи, только на факты - обоснованные и научно доказанные. Но я понял, о чём вы говорите. Давайте подробно и с самого начала. Почему о 1000-летнем возрасте Алматы заговорили сейчас? Почему история города не начинается, как это было принято считать, с 1854 года, с основания Верного? Не является ли это некой попыткой «переписать историю»? Сразу отвечу – это не так. История не переписывается, а уточняется. Мы доказали начало биографии города благодаря исследованиям археологов, нумизматов, историков. По поводу вашей легенды: некогда на территории пограничного училища велись строительные работы, во время которых и был найден клад с серебряными монетами. Естественно, никто не пошёл в милицию или в музей. Монеты разошлись по карманам, но по истечению некоторого времени они попали в руки нумизматов. Несколько из них оказались у знаменитого нумизмата Владимира Настича, которому удалось расшифровать надпись, сделанную на арабском языке, – «чеканен этот дирхем в области (балад) Алматы». Удалось установить и дату чеканки – это был 1271-1272 гг. Именно тогда, как установили нумизматы, в денежном хозяйстве Средней Азии и Казахстана была осуществлена реформа Масуд-бека. Это стало величайшим открытием. Мы поняли, что название города звучало ещё в XIII веке. На данный момент аналогичные монеты найдены на территории Узбекистана и Кыргызстана. Что лишний раз доказывает - деньги, выпущенные монетным двором Алматы, имели хождение не только в Жетысу, но и гораздо шире.

- Понятно, что не только монеты свидетельствуют о почтенном возрасте города. Какие ещё находки, факты повлияли на учёный мир и подтвердили раннюю теорию?

- Конечно, заявление учёных о том, что Алматы формировался как город в X-XII веках, небеспочвенно. Получен богатый археологический материал при раскопках городищ, на территории нынешней Алматы. В частности, были обнаружены остатки городских сооружений и кузница, в которой сохранились готовые изделия: топоры, пахотные изделия, шлемы, обломки керамических изделий. Мы можем сделать определённые выводы, что город на тот период уже обладал признаками административной власти, в нём велась торговля, было развито ремесло, а наличие «импортных вещей» говорит о том, что Алматы лежал на торговом пути, в том числе и Великом Шёлковом пути.

- Но почему до сих пор мы этого не знали? Я не претендую на звание историка, но по крайней мере в школьных учебниках об этом не читала.

- Да, в советских учебниках для школ об этом мало что написано, но были и другие книги, просто их мало кто читал. Существуют письменные источники, по которым можно отследить историю города, время его расцвета, упадка и прекращения жизни. Согласно данным археологии, доказано, что упадок городов и деурбанизация Жетысу приходится на конец XIV века. Именно в это время деградируют города Тальхир, Каялык, постепенно приходят в запустение городища Сумбе, Чилик, Дунгене. Причин этому было несколько. Ослабление экономических связей Илийской долины с соседними районами, вызванное последствиями монгольского нашествия, междуусобицы в государстве Джагатаидов, разрушительные походы Тимура и резкое сокращение международной торговли по сухопутным трассам Шёлкового пути. Но вместе с тем оседлая жизнь не прекращалась никогда. И русские переселенцы пришли не на пустое место. К середине XIX века вся предгорная полоса Заилийского Алмату была занята оседлыми казахами-земледельцами. Об этом мы можем прочитать у Ч. Ч. Валиханова. Археолог С. Ж. Жолдасбаев пишет об обнаруженных многочисленных поселениях и зимовках казахов XVI-XVIII веков. В своих донесениях пристав казахов Большой орды майор М. Д. Перемышельский писал: «Осмотрев первые и вторые Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему предложили Алматы местом будущего поселения…». И один из документов тех дней говорит нам о том, что весной 1854 года русские военные приступили к сооружению Заилийского укрепления, наименованного Верным.

- Мы знаем, как выглядел Верный, но могут ли археологи рассказать, как выглядел Алматы 1000 лет назад?

- Мы не можем сказать с точностью, как выглядел город тогда, так как он весь застроен современными зданиями. Но рядом с Алматы находится город Талгар, на южной окраине которого сохранились развалины средневекового города. Об этом городе писал некогда персидский автор: «На границе чигилей и калуков есть город Тальхиз, жители которого воинственны и храбры». Археологи нашли доказательство тому, что это был крупный ремесленный и торговый город. Обнаружены крепостные стены с башнями, улицы, вымощенные булыжником, и остатки водопровода. Была найдена керамика, изделия из бронзы, китайские чаши, индийские шахматы. Все сведения можно проецировать на средневековый Алматы. Два эти города были очень похожи.

- Насколько известно, на территории нынешнего Алматы располагалось несколько городищ. Так какой же из них следует считать тем самым древним городом?

- Да, их было несколько. Действительно, городище Алматы I находилось южнее нынешнего города, на территории района «Горный гигант». Это возвышенная площадка, защищённая четырёхугольным валом, а по его углам располагались круглые башни. Городище двухслойное и датируется по общему облику, топографии и керамическому материалу IX-XIV веками. Весновское городище располагалось на территории Главного Ботанического сада. В 1969 году здесь были найдены керамические изделия, а также поливная посуда с росписью в виде стилизованных букв арабского алфавита. Неукреплённое поселение Ремизовка находится в южной окраине Алматы выше проспекта аль-Фараби у поворота в Ремизовское ущелье. На этом месте с поверхности были собраны обломки глиняных котлов, кувшинов, хумов, которые можно отнести к XI-XII векам. Городище Теренкора расположено на северной окраине Алматы на территории посёлка Заря Востока. Данное городище датируется XI – началом XIII века. Но наибольший интерес представляло собой городище Алматы II, уничтоженное не так давно и располагавшееся на территории пограничного училища на берегу ралая Алматинка. Именно здесь при строительных работах находили глиняную посуду, изделия из бронзы и железа. Именно с этим городищем связаны находки вышеописанных монет. А ремесленная керамика, остатки развитого кузнечного ремесла – безусловное свидетельство того, что здесь в X-XIV находился город.

Беседовала Александра НЕСМЕЕВА

Фото их архива ТОО «Археологическая экспертиза»

 

Аргументы и факты Казахстан, 16.2.11

 



Hosted by uCoz