Александр Дюма

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОНТЕ-КРИСТО

 

Если попытаться осмыслить влияние африканской крови на европейскую литературу XIX века, то можно назвать две страны, в которых оно ощущалось достаточно сильно. Это, прежде всего, Россия, как известно, Пушкин был наследником арапа Петра Великого. Александр Сергеевич отличался великолепной реакцией, темпераментом, он много писал и много любил. Однако в Европе был еще один известный литератор с африканской кровью, который являлся ровесником Пушкина. Он родился всего на три года позже. Также как и основоположник русской литературы он отличался творческой плодовитостью и имел бесчисленное число романов в обоих смыслах этого слова. Его выходки и эпиграммы обсуждал весь свет. С монархами у него были довольно сложные отношения. Он вдохновлялся и светскими дамами, и вершинами Кавказа. Звали этого писателя Александр Дюма.

 

Человек из департамента Эн

 

Отцом Дюма был темнокожий мулат, сын маркиза и рабыни из Сан-Доминго. Он поссорился с отцом-маркизом, поступил на службу в королевскую гвардию и после революции стал генералом. Он был силен, словно бык и храбр как лев, поле битвы было его родной стихией. Во время боев в Тироле в 1797 году немцы дали ему прозвище «черный дьявол». Но после конфликта с Бонапартом он был отправлен в отставку и к неожиданности своих боевых друзей скончался в глухой провинции, оставив жену и сына без гроша в кармане.

Сын унаследовал боевой характер отца. Он старался быть первым во всем. И хотя его учеба из-за увлечения театром была весьма поверхностной, к удивлению многих земляков он в 20 лет оказался в Париже и с помощью друзей отца устроился служить к герцогу Орлеанскому, будущему королю Луи-Филиппу. Подобно Д’Артаньяну, который приехал в столицу из глухой провинции и надеялся завоевать Париж с помощью соей шпаги, Александр был уверен, что завоюет не только Париж, но и весь мир с помощью своего пера.    

 

Здесь и сейчас

 

Любовь к историческим сюжетам, богатое воображение и умение строить интригу позволили Дюма утвердится в жанре авантюрного исторического романа. Но успех пришел не сразу. Александру помог театр, который он безмерно любил. Пропадая на галерке, он впитывал искусство строить диалог и умение создавать головокружительный сюжет. После нескольких неудачных попыток написать пьесу для театра, к нему, наконец, пришел успех. На сцене была поставлена драма «Генрих III и его двор». Успеху премьеры способствовал герцог Орлеанский, который стремился привлечь на свою сторону романтически настроенную молодежь. Не думайте, что борьбе за электорат с помощью мастеров искусства появилось в наши дни. Пьесу встретили в штыки сторонники классицизма, но для Дюма они не служили авторитетом. Годом позже он участвовал в горячей дискуссии, порой переходившей в рукопашную, которая разгорелась в театре вокруг пьесы Виктора Гюго «Эрнани». Дюма и его сторонники одержали победу.    

К этому времени было поставлено семь пьес Дюма. Насытившись театром, словно молодой актрисой, Александр переключился на жанр повести и рассказа, а затем приступил к историческим романам, которые принесли ему мировую известность. В течение четырех лет, с 1844 по 1847, с помощью своих литературных помощников, он написал свои самые известные произведения - «Три мушкетера», «Королева Марго», «Двадцать лет спустя», «Кавалер де ла Мэзон Руж», «Графиня де Монсоро», «Жозеф Бальзамо» и «Сорок пять».

 

Двор Александра Дюма

 

Романы Дюма называли фельетонами. В то время так именовали произведения, которые публиковали частями. Но в них было и нечто от фельетона в нашем понимании этого слова. Двор и его интриги порой преподносились достаточно иронично. Отсюда и ненависть любителей классицизма к Дюма. На смену державной литературе, воспевающей монархов и уместной в эпоху абсолютизма, вышла новая литература, в которой любовные интриги и человеческие слабости двора были показаны в своей наготе. Это вполне соответствовало настроению французов в середине XIX века.

Нередко задают вопрос: можно ли считать Д’Артаньяна и его друзей мушкетеров патриотами, ведь они помогали герцогу Бэкингему. В то время как Ришелье выступал на стороне интересов Франции. Но вряд ли для Дюма это было важно. Мушкетеры защищали честь королевы Франции, а ради этого интересы страны могли потерпеть. К тому же, в этом есть особая интрига. Поэтому никто из французов не в обиде за то, что мушкетеры сотрудничали с англичанином.    

 

Горе от Дюма

 

Современники не однозначно относились к Дюма. Жорж Санд назвала его «гением жизни». Писатель историк Жюль Мирше, трудами которого Дюма восхищался, говорил о нем: «Это не человек, а сила природы». Однако неистощимый автор, которого всегда сопровождали успех, долги и красивые женщины, имел и немало врагов. Смуглое лицо и курчавая шевелюра приводили женщин в экстаз. Соперники же выходили из себя. Критики щедро одаривали писателя оскорбительными памфлетами, некоторые из выпадов имели и расистскую окраску. Например, Бальзак говорил: «Только не сравнивайте меня с этим негром!» Один из завсегдатаев литературного салона после шутки на эту тему получил от Дюма дерзкий ответ: «Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезьянами. Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается».

 

Ведь, право, он не дуэлянт

 

Дюма был отчаянным спорщиком, который никогда не лез за словом в карман и не стеснялся в выражениях. Один из его словесных поединков перерос в дуэль. Чтобы избежать судебного преследования, соперники решили тянуть жребий с тем, чтобы один из них застрелился сам. Билет «самоубийцы» вытащил Дюма. Он взял пистолет и удалился в соседнюю комнату. По истечению какого-то времени раздался выстрел. А через мгновенье на пороге комнаты появился улыбающийся Дюма. «Я стрелял, но, увы, промахнулся!» - так он объяснил свое воскрешение. Смертельная ссора завершилась всеобщим хохотом.     

 

Дюма в России

 

Дюма много путешествовал. Он был в Петербурге и Москве. Писатель очень любил почести и награды, он коллекционировал ордена и был неимоверно счастлив, когда ему вручили крест Почетного легиона. Он рассчитывал на награду и в России, где все только и говорили о нем во время его визита. Однако Николай I не любил его романов и пьес. Советники царя утверждали, что если Дюма будет вручен орден, тот напишет книгу, посвященную о Николаю. Но император не поддался на уговоры, и возможно, был по-своему прав. Ведь монархи нередко выглядели в романах Дюма не в лучшем свете. Стоило ли рисковать с этим непредсказуемым французом. В итоге император ограничился бриллиантовым перстнем. Дюма обиделся и не стал писать о царе.

Три месяца он провел на Кавказе. Там у него было немало приключений, которые переросли в книгу «Кавказ». Герой книги вступает в борьбу с коварным черкесским князем Вавари. После поездки в Россию Дюма написал также книгу «Из Парижа в Астрахань», которая полностью компенсировала его затраты на путешествие.

 

Сын в наследство

 

Александр был естественным, добрым и щедрым человеком. У него были очень крупные гонорары, но все они быстро улетучивались.  Когда Дюма все же накопил приличную сумму денег, он решил построить себе замок, который назвал Монте-Кристо. Но оказалось, что земля, которую Дюма купил для строительства, стоит на болоте. Тогда писатель приказал строителям копать глубже, пока они не доберутся до туфа. В итоге замок Монте-Кристо был возведен в яме и оказался почти не виден. В этот момент окружающим писателя стало понятно, что он писал с себя не только Д’Артаньяна, но и Портоса. После того, как Дюма разорился, кредиторы взяли замок себе.

У Дюма было бесчисленное количество любовниц, которое уступает лишь числу его произведений. Из своих детей Дюма признал лишь одного – Александра. Он был незаконнорожденный и очень страдал от этого. Не в пример отцу сын был ответственным и собранным человеком, не отличался расточительностью и легкомыслием. Женившись на русской княгине Надежде Нарышкиной, он провел с ней всю свою жизнь. Но, несмотря на различие в темпераменте, сын перенял литературный талант отца. Он стал известным драматургом, публицистом, а его роман «Дама с камелиями» до сих пор на слуху.

   Последние дни Дюма-отец провел в доме сына, среди любящих его людей. Даже угасающий Дюма не пребывал в унынии, то и дело он вгонял в краску гувернантку своих внуков, предлагая ей бежать с ним в Италию. Как-то разговаривая с сыном, он обратил его внимание на два луидора, лежащие на ночном столике: «С такими же деньгами я когда-то пришел в Париж. Я их все-таки сохранил, а ты еще смел упрекать меня в расточительности!»   

 

Последнее завоевание Парижа

 

В настоящее время во Франции существует Ассоциация друзей Александра Дюма. В 2002 году они предложили президенту Жану Шираку в честь 200-летия писателя перенести тело Дюма в парижский Пантеон, где покоятся останки самых великих писателей и мыслителей Франции. Президент подписал соответствующий указ. Гроб писателя был извлечен из могилы в местечке Виллер-Котере, на родине писателя. Затем его на одну ночь перевезли в замок Дюма – знаменитую усадьбу Монте-Кристо. После этого прах писателя по Сене был доставлен в столицу. По дороге устраивались театральные представления, в которых оживали герои его бессмертных книг. Таким образом, Дюма, не дождавшийся при жизни признания официальных литературных кругов, взял реванш. Монте-Кристо отомстил своим врагам. Это было его последнее завоевание Парижа, которое случилось 150 лет спустя. 

 

Отто ВАЙСКОПФ

Журнал «Рандеву», 2005



Hosted by uCoz