Александр Дюма
ВОЗВРАЩЕНИЕ МОНТЕ-КРИСТО
Если попытаться осмыслить влияние африканской крови на европейскую
литературу XIX века, то можно
назвать две страны, в которых оно ощущалось достаточно сильно. Это, прежде всего,
Россия, как известно, Пушкин был наследником арапа Петра Великого. Александр
Сергеевич отличался великолепной
реакцией, темпераментом, он много писал и много любил. Однако в Европе был еще
один известный литератор с африканской кровью, который являлся ровесником
Пушкина. Он родился всего на три года позже. Также как и основоположник русской литературы
он отличался творческой плодовитостью и имел бесчисленное число романов в обоих
смыслах этого слова. Его выходки и эпиграммы обсуждал весь свет. С монархами у
него были довольно сложные
отношения. Он вдохновлялся и светскими дамами, и вершинами Кавказа. Звали этого
писателя Александр Дюма.
Человек из департамента Эн
Отцом Дюма был
темнокожий мулат, сын маркиза и рабыни из Сан-Доминго. Он поссорился с отцом-маркизом,
поступил на службу в королевскую
гвардию и после революции стал
генералом. Он был силен, словно бык и храбр как лев, поле
битвы было его родной стихией. Во время боев в Тироле
в 1797 году немцы дали ему прозвище «черный дьявол».
Но после конфликта с Бонапартом он был отправлен в отставку и к неожиданности
своих боевых друзей скончался в глухой провинции, оставив жену и сына без гроша
в кармане.
Сын унаследовал
боевой характер отца. Он старался быть первым во всем. И хотя его учеба из-за
увлечения театром была весьма поверхностной, к
удивлению многих земляков он в 20 лет оказался в Париже и с помощью друзей отца
устроился служить к герцогу Орлеанскому, будущему королю
Луи-Филиппу. Подобно Д’Артаньяну, который приехал в
столицу из глухой провинции и
надеялся завоевать Париж с помощью соей шпаги, Александр был уверен, что
завоюет не только Париж, но и весь
мир с помощью своего пера.
Здесь и сейчас
Любовь
к историческим сюжетам, богатое воображение и умение строить интригу позволили Дюма утвердится в жанре авантюрного исторического
романа. Но успех пришел не сразу. Александру помог театр, который он безмерно
любил. Пропадая на галерке, он впитывал искусство строить диалог и умение
создавать головокружительный сюжет.
После нескольких неудачных попыток
написать пьесу для театра, к нему, наконец, пришел успех. На сцене была
поставлена драма «Генрих III и его
двор». Успеху премьеры способствовал герцог Орлеанский, который стремился
привлечь на свою сторону романтически настроенную молодежь.
Не думайте, что борьбе за электорат с помощью мастеров искусства появилось в
наши дни. Пьесу встретили в штыки сторонники классицизма, но для Дюма они не
служили авторитетом. Годом позже он участвовал в горячей дискуссии, порой
переходившей в рукопашную, которая разгорелась в театре вокруг пьесы Виктора
Гюго «Эрнани». Дюма и его сторонники одержали
победу.
К
этому времени было поставлено семь пьес Дюма. Насытившись театром, словно молодой актрисой, Александр переключился на жанр
повести и рассказа, а затем приступил к историческим романам, которые принесли
ему мировую известность. В течение четырех лет, с 1844 по 1847, с помощью своих
литературных помощников, он написал свои самые известные произведения - «Три
мушкетера», «Королева Марго»,
«Двадцать лет спустя», «Кавалер
де ла Мэзон Руж», «Графиня де Монсоро», «Жозеф Бальзамо» и «Сорок пять».
Двор Александра Дюма
Романы
Дюма называли фельетонами. В то время так именовали произведения, которые
публиковали частями. Но в них было и нечто от фельетона в нашем понимании этого
слова. Двор и его интриги порой преподносились достаточно иронично. Отсюда и
ненависть любителей классицизма к Дюма. На смену державной литературе,
воспевающей монархов и уместной в эпоху абсолютизма,
вышла новая литература, в которой любовные интриги и человеческие слабости
двора были показаны в своей наготе. Это вполне
соответствовало настроению французов в середине XIX века.
Нередко
задают вопрос: можно ли считать Д’Артаньяна и его
друзей мушкетеров патриотами, ведь они помогали герцогу Бэкингему.
В то время как Ришелье выступал на стороне интересов Франции. Но вряд ли для
Дюма это было важно. Мушкетеры защищали честь королевы
Франции, а ради этого интересы страны могли потерпеть. К тому же, в этом есть
особая интрига. Поэтому никто из французов не в обиде за то, что мушкетеры
сотрудничали с англичанином.
Горе от Дюма
Современники
не однозначно относились к Дюма. Жорж Санд назвала его «гением жизни». Писатель
историк Жюль Мирше, трудами
которого Дюма восхищался, говорил о нем: «Это не человек, а сила природы».
Однако неистощимый автор, которого всегда сопровождали успех, долги и красивые женщины, имел и немало врагов.
Смуглое лицо и курчавая шевелюра приводили женщин в экстаз. Соперники же
выходили из себя. Критики щедро одаривали писателя оскорбительными памфлетами,
некоторые из выпадов имели и расистскую окраску. Например, Бальзак говорил: «Только не сравнивайте меня с этим негром!» Один из
завсегдатаев литературного салона после шутки на эту тему получил от Дюма дерзкий ответ: «Мой отец был мулатом,
моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были
обезьянами. Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается».
Ведь, право, он не дуэлянт
Дюма
был отчаянным спорщиком, который никогда не лез за словом в карман и не
стеснялся в выражениях. Один из его словесных поединков перерос в дуэль. Чтобы
избежать судебного преследования, соперники решили тянуть жребий с тем, чтобы
один из них застрелился сам. Билет «самоубийцы» вытащил Дюма. Он взял пистолет и удалился в соседнюю комнату. По истечению
какого-то времени раздался выстрел. А через мгновенье на пороге комнаты
появился улыбающийся Дюма. «Я стрелял, но, увы, промахнулся!» - так он объяснил
свое воскрешение. Смертельная ссора завершилась всеобщим хохотом.
Дюма в России
Дюма
много путешествовал. Он был в Петербурге и Москве. Писатель очень любил почести
и награды, он коллекционировал
ордена и был неимоверно счастлив, когда ему вручили крест Почетного легиона. Он
рассчитывал на награду и в России, где все только
и говорили о нем во время его визита. Однако Николай
I не любил его романов и пьес. Советники царя
утверждали, что если Дюма будет вручен орден, тот напишет книгу, посвященную о Николаю. Но
император не поддался на уговоры, и возможно, был по-своему прав. Ведь монархи
нередко выглядели в романах Дюма не в лучшем свете. Стоило ли рисковать с этим
непредсказуемым французом. В итоге император ограничился бриллиантовым
перстнем. Дюма обиделся и не стал писать о царе.
Три
месяца он провел на Кавказе. Там у него было немало приключений, которые
переросли в книгу «Кавказ». Герой книги вступает в борьбу с коварным черкесским
князем Вавари. После поездки в Россию Дюма написал
также книгу «Из Парижа в Астрахань», которая полностью
компенсировала его затраты на путешествие.
Сын в наследство
Александр
был естественным, добрым и щедрым человеком. У него были очень крупные
гонорары, но все они быстро улетучивались.
Когда Дюма все же накопил приличную сумму денег, он решил построить себе
замок, который назвал Монте-Кристо. Но оказалось, что
земля, которую Дюма купил для строительства, стоит на болоте.
Тогда писатель приказал строителям копать глубже, пока они не доберутся до
туфа. В итоге замок Монте-Кристо был возведен в яме и
оказался почти не виден. В этот момент окружающим писателя стало понятно, что
он писал с себя не только Д’Артаньяна, но и Портоса. После
того, как Дюма разорился, кредиторы взяли замок себе.
У
Дюма было бесчисленное количество
любовниц, которое уступает лишь числу его произведений. Из своих детей Дюма
признал лишь одного – Александра. Он был незаконнорожденный и очень страдал от
этого. Не в пример отцу сын был ответственным и собранным человеком, не
отличался расточительностью и легкомыслием. Женившись на русской княгине
Надежде Нарышкиной, он провел с ней всю свою жизнь. Но, несмотря на различие в
темпераменте, сын перенял литературный талант отца. Он стал известным
драматургом, публицистом, а его роман «Дама с камелиями» до сих пор на слуху.
Последние дни Дюма-отец провел в доме сына,
среди любящих его людей. Даже угасающий Дюма не пребывал в унынии, то и дело он
вгонял в краску гувернантку своих внуков, предлагая ей бежать с ним в Италию.
Как-то разговаривая с сыном, он обратил его внимание на два луидора, лежащие на
ночном столике: «С такими же
деньгами я когда-то пришел в Париж. Я их все-таки сохранил, а ты еще смел упрекать меня в расточительности!»
Последнее завоевание Парижа
В
настоящее время во Франции существует Ассоциация друзей Александра Дюма. В 2002
году они предложили президенту Жану Шираку в честь 200-летия писателя перенести
тело Дюма в парижский Пантеон, где покоятся останки самых великих писателей и
мыслителей Франции. Президент подписал соответствующий указ. Гроб писателя был
извлечен из могилы в местечке Виллер-Котере, на
родине писателя. Затем его на одну ночь перевезли в замок Дюма – знаменитую
усадьбу Монте-Кристо. После этого прах писателя по
Сене был доставлен в столицу. По
дороге устраивались театральные представления, в которых оживали герои его
бессмертных книг. Таким образом, Дюма, не дождавшийся при жизни признания
официальных литературных кругов, взял реванш. Монте-Кристо
отомстил своим врагам. Это было его последнее завоевание Парижа, которое
случилось 150 лет спустя.
Отто ВАЙСКОПФ
Журнал «Рандеву», 2005