МНЕ ПОНЯТНА ТВОЯ ВЕКОВАЯ ПЕЧАЛЬ

 

Когда тысячи сограждан одевают майки с названием несуществующей страны CCCР, когда радио «Ретро» играет в каждом втором такси и когда недосягаемый прежде Пол Маккартни наконец-то возвращается in the U.S.S.R. и поет на Красной площади, понимаешь, что наступило время ностальгических шоу. Люди устали от западной массовой культуры и им хочется отдохнуть на волне своей памяти, как сказал бы Тухманов. Алма-атинский театр «АRTиШОК» решил не оставаться в стороне от этого процесса и представил на суд зрителей свой новый спектакль - «Back in the U.S.S.R...».

Стилизации различных культурных эпох неплохо удаются «ARTиШОКу». Один из лучших спектаклей это театра - «С.В.» декаданс-шоу - уводит зрителей в атмосферу Серебряного века. При этом зрители сидят за столиками и пьют вино, становясь участниками представления. На этот раз актеры, а точнее актрисы решили показать то, что многие из нас помнят достаточно хорошо – наше советское прошлое.

СССР – эта странная эпоха идеализма и подавления личности, фактического отсутствия денег и пробивающегося сквозь него стремления к роскоши. Судьба великой страны и великих идей была показана на примере трех пионерок. И так же как и в «С.В.» перед зрителями предстали «три судьбы, три создания нежных». На этот раз в лице пионерок Ивановой, Петровой и Васильевой, которых блестяще сыграли бывшие пионерки Елена Набокова, Вероника Насальская и Елена Тайматова. К подобной феминистической портретизации располагает преимущественно женский состав этого театра. Роль немецкой журналистки, вспоминающей советское прошлое, сыграла актриса из Германии Патрисия Гермес.

Спектакль начинается с гимна Советского Союза, который будоражит еще не уснувшие советские чувства и заставляет вспомнить годы беззаветной любви к Родине. Хочется даже встать, но постоянно заедающая фонограмма гимна и нескрываемая атмосфера фарса в этом спектакле вовремя останавливают это стремление. Можно ли относится с подобным фарсом к своей истории? Югославский фильм «Подполье» отвечает положительно на этот вопрос, и режиссер ARTиШОКа Галина Пьянова также учит нас расставаться со своей историей, смеясь.

Впрочем, во время трогательных сцен у некоторых зрителей наворачивались слезы. Не скрою, очень часто и у меня во время спектакля по телу пробегали мурашки. Звучащие детские советские песни видимо настолько глубоко засели внутри, что пробуждают искренние ностальгические чувства. «Пусть всегда будет солнце», «Родина слышит, родина знает» - поют героини и невольно хочется подпеть им.

Жизнь советских пионерок возвышенна и предсказуема. Каждая из них мечтает стать комсомолкой, а если повезет, то коммунисткой, и даже членом Политбюро. Это относится и к убежденной хорошистке, старосте класса Петровой, и к угловатой Ивановой, которая путает слова клятвы во время приема в пионеры, и к опережающей своих одноклассниц в подростковом развитии Васильевой. Но «ARTиШОК» не был бы самим собой, если бы не решил показать нам жизнь советских пионерок во всех ее проявлениях. Действие спектакля из идеологической сферы жизни незаметно переносится в воображаемую женскую раздевалку. Зрителю открывается то, как проходит сексуальное взросление школьниц, живущих в стране, где нет секса. Неожиданно выясняется, что любовь к Ленину может быть не только платонической.

Сюжет «Back in the U.S.S.R…» создавался методом импровизации, как и все спектакли «ARTиШОКа». И это ясно ощущаешь, когда видишь поток сознания, недоступный одинокому автору, сидящему за письменным столом. Только коллективный разум мог создать эту непредсказуемую фантасмагорию.

Но гипсовый бюст Ленина выпадает из нежных любящих рук пионерок и разбивается на мелкие кусочки. Дискотеки, на которых звучат «АББА» и «Оттован», сменяют песни об Афгане и марш Шопена. Бесконечные похороны генсеков выливаются в похороны самой страны.

«Back in the U.S.S.R...» показывает нас вчерашних и то, как много изменилось в нашей жизни за прошедшие 13 лет. Когда смотришь спектакль, невольно спрашиваешь себя - стали ли мы лучше? Сигарета в руках пионерки Ивановой, которая стала причиной истерики классной руководительницы (ее также сыграла Патрисия Гермес), сейчас выглядит вполне привычно и даже банально. Курящих школьниц можно увидеть за углом любого дома возле школы. Да, конечно, степень личной свободы и материальный прогресс налицо, но не потеряли ли мы на поворотах истории душевную чистоту, человечность, преданность Родине? Каждый день перед нами проходят бомжи и беспризорники, порноиллюстрации можно увидеть в любом киоске, немало людей мечтают уехать жить на Запад. За мир теперь борются только американцы, причем за то, чтобы мир был ими управляем. Глядя на все это где-то в глубине сердца пробуждается печаль Беловежской пущи.

Что же касается нашего отношения к Родине, то оно зависит от того, на какие слова ставить ударение в звучащей в финале спектакля строчке «Здесь забытый давно наш родительский дом». На «забытый давно» или на «наш родительский дом». Я, также, как и создатели спектакля, ставлю на второе.   

 

Отто Вайскопф

«Литер», 15.05.04

 



Hosted by uCoz