Чебурашка возвращается
В Алматы завершился 4-й
международный кинофестиваль «Звезды Шакена», на
котором можно было увидеть молодое кино Евразии. Впрочем, начинающие авторы
приехали в южную столицу не только, чтоб себя показать, но и у других поучиться.
Ситуация с
проведением фестивалей «Звезды Шакена» и «Евразия»
напоминают историю с первыми двумя автомобилями в городе, которые столкнулись
на следующий день. Несмотря на прошлогодние обещания организаторов, два
крупнейших фестиваля страны снова проводят в Алматы в
течение одного месяца. Это гарантирует алматинцам золотую киноосень, чего нельзя
сказать о других временах года.
Подайте молодым на кино
На фоне все
большей поляризации мира и попытки раздела бывших
советских республик фестиваль «Звезды Шакена» не
только позволяет восстановить культурное пространство Советского Союза, но и
расширить его благодаря активному участию стран Азии и Европы. Наряду с
традиционно сильной программой России в этом году заметно прозвучали показы
Германии, Ирана, Турции. Нельзя было не заметить также грузинскую,
азербайджанскую и чешскую программы. Одним словом – пестрая евразийская смесь,
в которой, несмотря на свою неповторимость каждого участника, можно было
услышать ноты, спетые в унисон.
На время фестиваля
выпал праздник казахстанского кино, который отмечается теперь 12 сентября. С этим
днем прекрасно сочеталась информационно-гостевая программа России «Кино,
которое было…». В ней было показано шесть фильмов, посвященных корифеям
советского кино, таким как Лев Кулиджанов, Тенгиз
Абуладзе, Исаак Шварц, Валерий Приемыхов. Посмотрев
эти фильмы, понимаешь, почему даже в годы идеологических столкновений холодной
войны западные кинокритики включали советский кинематограф в число ведущих
кинематографов планеты.
Во время
встреч и семинаров молодые кинематографисты рассказали о том, какие сложности
им приходится преодолевать при создании фильмов. Если в России и Казахстане
государство проявляет к ним интерес и выделяет средства, то в Киргизии, Грузии,
Азербайджане им приходится рассчитывать только на себя. Программа Израиля
отличалась вниманием к проблемам эмигрантов, поэтому часто речь героев
переходила на русский язык, показывая двойственность их существования.
В ходе
фестиваля прозвучала идея проведения недель иранского, узбекского, киргизского,
азербайджанского, грузинского кино в Казахстане и недель казахстанского фильмов
в других странах, что позволяло бы поддерживать более тесные культурные связи и
наполнять фестиваль содержанием в течение всего года. Известный российский
режиссер-аниматор Наталья Дабижа говорила также о
необходимости возрождения показа коротких документальных и мультипликационных
фильмов в кинотеатрах перед игровыми фильмами, как это было в советское время.
Такая практика уже возродилась в московском Доме кино.
Классные мастера
Одной из
самых важных граней фестиваля «Звезды Шакена» является
возможность молодых кинематографистов поучаствовать в мастер-классах корифеев жанра. Наталья Дабижа, которая в свое время оживила Чебурашку,
Мартышку и Удава, многих других героев, не только рассказала о своих первых
работах, но и привезла прекрасную программу из новых мультфильмов, где она
выступает в качестве талантливого режиссера. Вместе с собой она привезла кукол
звезд - старуху Шапокляк, Попугая, Фигаро. Кстати, Шапокляк придется, по словам
Натальи, придется тряхнуть стариной и сняться в новых приключениях Чебурашки. В ходя
творческих споров удалось отстоять позицию не превращать Чебурашку
в супермена, владеющего восточными единоборствами и стреляющего из пистолета.
Он останется все тем же милым героем, который вместе с друзьями будет участвовать в расследовании дела по
ограблению на шоколадной фабрике. Студенты Жургеневской
академии искусств, где проходил мастер-класс, долго не хотели отпускать Наталью
и задавали все новые вопросы. Кстати, одна из алматинских
художниц-аниматоров Юлия Левицкая успела показать ей свою новую работу –
мультфильм «Титикака» и несмотря на некоторые
замечания, получила хорошую оценку.
Настоящим
подарком для всех участников фестиваля стал мастер-класс немецкого киноведа и
председателя жюри Ханса Шлегеля. Он прошел в последний
день фестиваля в одном из кинозалов центра Silk Way City. Этот семинар был посвящен моделям короткометражных фильмов. Зрители имели
редкую возможность увидеть сильнейшие работы в этом жанре, услышать их
комментарий и задать вопросы. Среди них было немало экспериментальных фильмов.
В одном из них польские авторы разделили экран на девять частей, в каждом их
которых происходили свои события. Через некоторое время зрители начинали
понимать, что все эти малые экраны связаны между собой и получалось такое девяти-канальное восприятие
событий.
Пожалуй,
самым оригинальным фильмом в конкурсной программе стала питерская картина
«Пыль», которая напомнила своим подходом и настроением знаменую «Иглу». Были и
неровные картины и слишком переходящие в стеб, но в
целом конкурсная программа была интересной.
Гран-при фестиваля получил
киргизский режиссер Марат Алыкулов за фильм «Граница». В номинации «Лучший игровой фильм – полный метр» победил
режиссер фильма «Подросток» Елькин Туйчиев
(Узбекистан). Казахстан в списке
победителей был представлен вноминации «Лучший
игровой фильм, короткий метр» - Лаура Маукенова, «Пусть всегда будет солнце». В номинации «Неигровое кино» главный приз был присужден
режиссеру фильма «Жесты …Примирение»
Ч. Расуладзе
(Россия – Азербайджан – Германия). А среди аниматоров было решено наградить
сразу двоих режиссеров - В. Шванкмайеру (Чехия), «Несущий свет» и Ф. Гударзи
(Иран), «Летающая бабуля».
В целом, фестиваль дал немало открытий и пищи для
размышлений и показал, что молодые кинематографисты готовы создавать фильмы, не
имея больших бюджетов. Однако там, где есть поддержка, фильмы значительно
выигрывают, а значит, выигрывают и страны, ведь глазами молодых многие проблемы
видны гораздо лучше.
Отто ВАЙСКОПФ
Фото Игоря ЛОГВИНА