Чебурашка возвращается

 

В Алматы завершился 4-й международный кинофестиваль «Звезды Шакена», на котором можно было увидеть молодое кино Евразии. Впрочем, начинающие авторы приехали в южную столицу не только, чтоб себя показать, но и у других поучиться.     

 

Ситуация с проведением фестивалей «Звезды Шакена» и «Евразия» напоминают историю с первыми двумя автомобилями в городе, которые столкнулись на следующий день. Несмотря на прошлогодние обещания организаторов, два крупнейших фестиваля страны снова проводят в Алматы в течение одного месяца. Это гарантирует алматинцам золотую киноосень, чего нельзя сказать о других временах года.  

Подайте молодым на кино

На фоне все большей поляризации мира и попытки раздела бывших советских республик фестиваль «Звезды Шакена» не только позволяет восстановить культурное пространство Советского Союза, но и расширить его благодаря активному участию стран Азии и Европы. Наряду с традиционно сильной программой России в этом году заметно прозвучали показы Германии, Ирана, Турции. Нельзя было не заметить также грузинскую, азербайджанскую и чешскую программы. Одним словом – пестрая евразийская смесь, в которой, несмотря на свою неповторимость каждого участника, можно было услышать ноты, спетые в унисон.       

На время фестиваля выпал праздник казахстанского кино, который отмечается теперь 12 сентября. С этим днем прекрасно сочеталась информационно-гостевая программа России «Кино, которое было…». В ней было показано шесть фильмов, посвященных корифеям советского кино, таким как Лев Кулиджанов, Тенгиз Абуладзе, Исаак Шварц, Валерий Приемыхов. Посмотрев эти фильмы, понимаешь, почему даже в годы идеологических столкновений холодной войны западные кинокритики включали советский кинематограф в число ведущих кинематографов планеты.      

Во время встреч и семинаров молодые кинематографисты рассказали о том, какие сложности им приходится преодолевать при создании фильмов. Если в России и Казахстане государство проявляет к ним интерес и выделяет средства, то в Киргизии, Грузии, Азербайджане им приходится рассчитывать только на себя. Программа Израиля отличалась вниманием к проблемам эмигрантов, поэтому часто речь героев переходила на русский язык, показывая двойственность их существования.

В ходе фестиваля прозвучала идея проведения недель иранского, узбекского, киргизского, азербайджанского, грузинского кино в Казахстане и недель казахстанского фильмов в других странах, что позволяло бы поддерживать более тесные культурные связи и наполнять фестиваль содержанием в течение всего года. Известный российский режиссер-аниматор Наталья Дабижа говорила также о необходимости возрождения показа коротких документальных и мультипликационных фильмов в кинотеатрах перед игровыми фильмами, как это было в советское время. Такая практика уже возродилась в московском Доме кино.

Классные мастера

Одной из самых важных граней фестиваля «Звезды Шакена» является возможность молодых кинематографистов поучаствовать в мастер-классах корифеев жанра. Наталья Дабижа, которая в свое время оживила Чебурашку, Мартышку и Удава, многих других героев, не только рассказала о своих первых работах, но и привезла прекрасную программу из новых мультфильмов, где она выступает в качестве талантливого режиссера. Вместе с собой она привезла кукол звезд - старуху Шапокляк, Попугая, Фигаро. Кстати, Шапокляк придется, по словам Натальи, придется тряхнуть стариной и сняться в новых приключениях Чебурашки. В ходя творческих споров удалось отстоять позицию не превращать Чебурашку в супермена, владеющего восточными единоборствами и стреляющего из пистолета. Он останется все тем же милым героем, который вместе с друзьями  будет участвовать в расследовании дела по ограблению на шоколадной фабрике. Студенты Жургеневской академии искусств, где проходил мастер-класс, долго не хотели отпускать Наталью и задавали все новые вопросы. Кстати, одна из алматинских художниц-аниматоров Юлия Левицкая успела показать ей свою новую работу – мультфильм «Титикака» и несмотря на некоторые замечания, получила хорошую оценку.

Настоящим подарком для всех участников фестиваля стал мастер-класс немецкого киноведа и председателя жюри Ханса Шлегеля. Он прошел в последний день фестиваля в одном из кинозалов центра Silk Way City. Этот семинар был посвящен моделям короткометражных фильмов. Зрители имели редкую возможность увидеть сильнейшие работы в этом жанре, услышать их комментарий и задать вопросы. Среди них было немало экспериментальных фильмов. В одном из них польские авторы разделили экран на девять частей, в каждом их которых происходили свои события. Через некоторое время зрители начинали понимать, что все эти малые экраны связаны между собой и получалось такое девяти-канальное восприятие событий.   

Пожалуй, самым оригинальным фильмом в конкурсной программе стала питерская картина «Пыль», которая напомнила своим подходом и настроением знаменую «Иглу». Были и неровные картины и слишком переходящие в стеб, но в целом конкурсная программа была интересной.

Гран-при фестиваля получил киргизский режиссер Марат Алыкулов за фильм «Граница». В номинации «Лучший игровой фильм – полный метр» победил режиссер фильма «Подросток» Елькин Туйчиев (Узбекистан). Казахстан в списке победителей был представлен вноминации «Лучший игровой фильм, короткий метр» - Лаура Маукенова, «Пусть всегда будет солнце». В номинации «Неигровое кино» главный приз был присужден режиссеру фильма «Жесты …Примирение» Ч. Расуладзе (Россия – Азербайджан – Германия). А среди аниматоров было решено наградить сразу двоих режиссеров - В. Шванкмайеру (Чехия), «Несущий свет» и Ф. Гударзи (Иран), «Летающая бабуля».

В целом, фестиваль дал немало открытий и пищи для размышлений и показал, что молодые кинематографисты готовы создавать фильмы, не имея больших бюджетов. Однако там, где есть поддержка, фильмы значительно выигрывают, а значит, выигрывают и страны, ведь глазами молодых многие проблемы видны  гораздо лучше.    

 

Отто ВАЙСКОПФ

Фото Игоря ЛОГВИНА

Hosted by uCoz