СТРАНА ЧАЯ БЕЗ ЧАЕВЫХ

 

Долгие годы императоры Поднебесной империи делили жителей других стран на далеких и близких варваров, которые были обязаны приносить им дань. Сегодня Китай освоил многие «варварские» достижения, и если посмотреть на количество китайских товаров во всем мире, можно сказать, что дань, в отличие от прежних лет, приносится исправно. 

 

Рикши среди небоскребов

Дорога из пекинского аэропорта проходит через участок оплачиваемой скоростной трассы. Это капиталистические реалии коммунистического Китая. Через час попадаешь в огромный мегаполис, где приходится в силу кулинарных пристрастий местных жителей забыть о пении птиц, лае собак и мурлыканьи котов.  

В третье тысячелетие китайцы въехали не только на велосипедах, но и на своих автомобилях, по производству которых они уже вышли на третье место, уступая лишь США и Японии. Впрочем, велосипеды здесь все также популярны. В нескончаемой двухколесной реке, текущей вдоль каждой дороги, выделяются модные электромопеды, работающие на аккумуляторах.

Гуляя вокруг императорского дворца, самого большого в мире, и площади Тяньаньмэнь, на которой одновременно может поместиться миллион человек, трудно избежать навязчивых моторикш. Договариваемся доехать за 20 юаней до ресторана. С каждой китайской купюры на нас смотрит жизнерадостный и молодой Мао Цзедун. Наш моторикша виртуозно пересекает перекресток по диагонали и с шумом подъезжает к нужному месту. Однако водитель требует по 20 юаней с каждого пассажира. Позже нам объяснят, что не следует давать рикше более 5 юаней, а спустя некоторое время мы научимся торговаться и сбивать цену даже в магазинах.

Постепенно мы привыкаем к зеленому чаю и к тому, что блюда здесь не повторяются. Чаевых в Китае не дают, а любая взятка считается серьезным преступлением, за которое чиновника могут расстрелять. Поэтому во всех такси есть счетчики и чековые аппараты. Остается следить лишь за тем, чтобы хитроумный водитель не подсунул тебе на сдачу более мелкую купюру.

 

И Мао такой молодой

Через некоторое время ощущаешь особый моральный дух этой страны. Китайцы по-прежнему умеют ходить строем, это видно по пионерам и колхозникам в музеях, и гордиться своим революционным прошлым.  Агитки в стиле Маяковского, высмеивающие бюрократов и взяточников, можно увидеть по телевидению. На улицах, где все больше небоскребов, нет ни казино, ни игровых автоматов, ведь они отвлекают от трудовых подвигов. Зато в каждой бане есть тренажерные залы и теннисные столы, что повышает спортивный уровень нации.

То, что плохие новости лучше продаются, – для китайцев не является аксиомой. Выпуски новостей встречают их не катастрофами и убийствами, а оптимистичными сообщениями о том, что проложена железная дорога по Тибету или же о том, что открылся индийско-китайский центр приграничной торговли. Вместо американских фильмов и фрикционных клипов, заполонивших наши экраны, китайцы смотрят национальную оперу и фильмы о том, как смелые китайские парни побеждают японских оккупантов.

 

Русская речь

В пекинских гостиницах персонал чаще всего говорит на английском, так же как и многие молодые люди с высшим образованием.  Иногда русскую речь можно услышать на рынках - на одном из них есть русский ресторан, в котором устраивают грандиозные вечеринки с танцами на столах. Опытные китайские продавцы знают два слова – «нисево» и «каласо», служащие безотказными аргументами при расхваливании товара жителям бывшего СССР. Зато русский язык есть в эфире - в Пекине находится русская редакция China Radio International, внимательно следящая за жизнью в СНГ и вещающая как за границей так и внутри Китая. В музее радиостанции есть огромные громкоговорители, привезенные из Советского Союза. Похоже, что китайские товарищи нашли более правильные слова во время их использования в отличие от советских коммунистов, у которых не осталось своих радиостанций.  

Из нынешнего поколения по-русски говорят в основном те китайцы, которые занимаются бизнесом в СНГ. Одного из них, мистера Цо, мы повстречали в солидном офисе, стоящем особняком от огромного центра по продаже оптики.

- Мистер Цо, насколько успешно развивается Ваш бизнес в странах СНГ?

- Мы тесно сотрудничаем с Россией и Казахстаном. У нас существует хорошее взаимодействие с бизнес-партнерами. Однако мы нередко испытываем трудности при общении с государственными структурами – таможней, полицией. К сожалению, взятки и вымогательства встречаются достаточно часто. «Деньги давай» - это одна из самых распространенных фраз, которая хорошо знакома китайским бизнесменам, работающим в СНГ. Коррупция мешает развитию бизнеса, в Китае же она является одним из самых тяжких преступлений.  

- Ощущаете ли Вы поддержку государства?

- Существует удобная система кредитования, идет мощный поток инвестиций. Мы должны быть благодарны Дэн Сяопину в том, что страна приобрела динамизм, появились условия для честной конкуренции. Причем переход к этому от социалистической системы хозяйствования произошел плавно, без шоковых терапий. Большое внимание сейчас уделяется инновациям, постоянно появляются новые виды товаров. Среди новинок в моей сфере можно назвать очки с MP3-плеером, которые уже приобрели популярность, в том числе и в СНГ. Одна из главных новинок этого года - массажирующие очки, в которых соединяются древние китайские знания о специфичных точках на голове и современные высокие технологии. Эти очки, больше похожие на виртуальную маску, массажируют 19 точек на лице. При этом глаза смотрят сквозь специальную решетку, которая позволяет им восстановиться после напряженной работы, а в наушниках звучит расслабляющая музыка – шум прибоя или пение птиц. Это позволяет человеку отдохнуть после утомительного сидения за компьютером. Не сомневаюсь, что скоро наши изобретатели создадут очки и с MP4, с помощью которых можно будет не только слушать музыку, но и видеть изображение.  

 

Наши в Китае

Китай является крупнейшим рынком не только по количеству людей, но и по количеству и разнообразию продукции. Поэтому его активно осваивают бизнесмены из СНГ. Двоих из них мы повстречали  в одном из пекинских бизнес-центров. Московский предприниматель Олег Вдовин, директор компании «Графика-Сервис», приехал в Пекин в поиске качественных бизнес-сувениров.

- Олег Александрович, насколько успешной была Ваша поездка в Китай?

- Я первый раз в этой стране и впечатлен не только ее историческими памятниками, но и современными достижениями. Что касается деловой сферы, то в Пекине мне не удалось найти будущих партнеров в секторе бизнес-сувениров, который я сейчас развиваю. Коллеги из Алматы посоветовали мне отправиться на юг Китая, где находятся крупные фабрики и оптовые центры. Там я обнаружил огромный ассортимент и даже завязал несколько полезных контактов. Но в целом следует отметить, что у многих китайских товаров страдает функциональность. Например, мне удалось найти ежедневник для стран СНГ на русском, украинском и английском языках. Идея в целом неплохая, но если сравнивать его с ежедневником итальянского производства, то замечаешь, что шрифты гуляют, обложка без мягкой подкладки, бумага серовата. То есть этот продукт не сможет конкурировать на нашем рынке из-за слабого качества. Еще один пример. Мы купили на юге Китая в фирменном магазине набор для офисного гольфа. Решили в Пекине опробовать его. Уже после первой игры крепления складной клюшки разболтались, оплетка ручки оказалась закреплена не на клей, а на обычный двусторонний скотч. То есть до сих пор многие вещи на китайском рынке создаются для того, чтобы быть быстро проданными, а не для того, чтобы долго служить.

Нам также удалось встретить в Пекине казахстанского предпринимателя Игоря Лелюха, одного из крупнейших поставщиков оптики в Алматы.

- Игорь Викторович, мы знаем, что существует стереотип о невысоком китайском качестве. Насколько изменилась ситуация в последнее время?

- Наши первые представления о китайских товарах складывались по знакомству с одноразовой продукцией китайских кооперативов. Все это осталось в прошлом. Сейчас в Китае появились мощные современные заводы, многие из которых отвечают мировым стандартам. Мне приходилось посещать некоторые из них на юге Китая. Но и они выпускают одну и ту же продукцию различного качества. Часть ее предназначена для экспорта в Европу, США, другие страны, а другая часть - для внутреннего рынка. Естественно, что он не такой требовательный, как европейский. Часто именно более дешевая продукция для внутреннего рынка попадает к нам. Поэтому к выбору товара нужно подходить очень внимательно. Лучше всего работать непосредственно с производителями либо с их прямыми поставщиками. Нельзя выбирать товар по Интернету. Кроме того, безупречный внешний вид не является гарантией качества.

- Надежны ли китайские бизнесмены-партнеры?

- Есть свои особенности. Иногда тебе вместо одного товара могут прислать другой. В этом случае приходится продавать то, что получил, но затем с этими поставщиками я уже не работаю. Постепенно учишься находить скрытые дефекты при отборе товара, выходишь на более надежных производителей и партнеров. Однако если контакт установился, то, как правило, он долгосрочный. Отношения нередко перерастают в дружеские, ведь и в нашей и в китайской культуре коллективное всегда преобладало над индивидуальным.

 

Покидая Пекин, мы понимали, что количество секретов у Китая, подарившего миру чай, фарфор, порох, бумагу, шелк, не исчерпано. Несмотря на суровые испытания, эта страна сумела сохранить свою историю, культуру и огромное население, которое в отличие от западного приходится сдерживать в рождаемости. И, может быть, это одно из главных оружий Поднебесной империи.

 

Отто ВАЙСКОПФ

 



Hosted by uCoz